Рецензия на книгу
Unwholly
Neal Shusterman
Аноним4 декабря 2013 г.Безусловно, придумать что-то новое в литературе — задача на миллион. Но не менее сложно выделиться там, где сюжет априори вписан в определенный канон. К чему я веду? А к тому, что быть белой вороной — это одно, а вот умудриться стать белее белых или чернее черных — тут уж нужно изловчиться. Вот это про Шустермана. Он не изобрел новый жанр и не перевернул существующий с ног на голову, но ему удалось выделиться, будучи зажатым в определенные сюжетные рамки стиля. Согласитесь, дистопия есть жанр довольно нишевый, с жестко очерченными границами. И всегда есть серьезный риск сочинить деревянный роман. Взять, к примеру, "Делириум" и "Дивергент". Тот, кто знаком с сериями, не может не заметить сходства с "Голодными играми". Сразу сделаю оговорку: речь даже не об общей концепции (будущее, мрак, тирания, безволие, страдающие подростки), поскольку романы Шустермана тоже под нее подпадают, а в чем-то более неуловимом. Назовем это банально — настроение. С первых страниц становится очевидно, что авторы находились под впечатлением от книг своей предшественницы в этом деле — С. Коллинз, и впечатление это было очень сильным. Настолько сильным, что нагло перекочевало на страницы их детищ. Вот поэтому, открывая "Беглецов", я уже готовилась погрузиться в то самое настроение (не скажу, что оно мне было неприятно), но совсем скоро поняла, что ничем подобным тут и не пахнет. И это весьма здорово. У всех ведь иногда возникает желание "хочу почитать что-то такое, как "...", но все равно не такое".
В своем отзыве к первой части трилогии я уже говорила, что перед вами далеко не любовный роман, в отличие от того же "Делириума", и после второй части я лишний раз убеждаюсь в этом. Даже несмотря на то, что поле для развития неких любовных линий расширилось, автор не перегибает палку. И в этом его отличие от женщин-авторов. Что бы там не чувствовали герои, на фоне такой действительности они просто не могут окунуться в омут с головой, не могут отдаться эмоциям, когда все они подавляются одной — страхом. Что бы герои не делали, какие бы их страсти не терзали, все равно у этих чувств ноги растут именно из страха. Потому что в таком мире просто нельзя жить иначе.Мне сложно сказать, какая часть мне больше по душе на данный момент. С одной стороны, "Разобщенные" в чем-то лучше проработаны. Если в "Беглецах" почти вся история зиждилась на "маленьких героях" и их маленьких горестях, то во втором романе события приобретают более глобальный размах. Все становится эпичнее и явственно намекает, что эпос этот как раз на пороге кульминации, которая ждет нас в третьей части. Но с другой стороны, я не могу не отметить, что чувство новизны и свежести, которое присутствовало при прочтении первой части трилогии, уже не так серьезно ощущалось. Но это и неплохо, в общем-то. Все как в отношениях с противоположным полом :) Если бабочки в животе и привкус новизны ушли, но любовь осталась, значит это оно. Так что могу сказать, что мы с Шустерманом как раз находимся на стадии стабильных и зрелых отношений))
з.ы. Знаете, я весьма сочувствующий человек. Уж литературным-то персонажам я точно сочувствую) Но по неведомой для меня причине я никак не могу начать сочувствовать Кэму. Не знаю почему. Он представляет собой как раз тот самый образ, который зачастую с легкостью может всколыхнуть во мне волну эмпатии. Он жертва обстоятельств. И он хороший парень. Обычно подобные ему попадают ко мне в фавор. Но не Кэм :( Посмотрим, на что он будет гаразд в третьем романе. Быть может, ему таки удастся задеть нужные струны.
з.з.ы. Огромное спасибо sonate10 за перевод. Он намного лучше, чем тот, в котором я читала "Беглецов".
14243