Рецензия на книгу
Благие намерения
Альберт Лиханов
Аноним3 декабря 2013 г.Читаешь название книги "Благие намерения" и тотчас хочется продолжить... "ими выложена дорога в ад"...
Свой собственный индивидуальный ад.
Счастье для всех, даром и пусть никто не уйдёт обиженный!*
Но это всё эмоции, а суть чуть ниже. Перед тем как написать рецензию на эту книгу, я прочитала, что думают о ней другие читатели ресурса.
И все... Все как один писали про проблемы сиротства, про нелёгкую долю педагога, про то, что книга учит любви и ответственности. Но это... это не так! Это как утверждать, что "Му-му" И.С. Тургенева повествует о любви к живой природе, особенно к маленьким пёсикам.
Только у nad1204 промелькнула верная мысль: "У меня бабушка — педагог. Мама — педагог. Я хотела быть либо следователем, либо учителем... А педагогический никто не одобрил."
Не одобрил - и правильно. И я бы не одобрила! А знаете почему?
Потому что нельзя вот так сразу кидать юных девушек грудью на амбразуры морали и нравственности!
И эта история не трагедия 22 детей. Это прежде всего трагедия 22-летней девушки - выпускницы педфака, попавшей по распределению в один из детских домов в российской глубинке.
Первый мой выпуск. Об этом знают все.
Искупление моей вины. Об этом знают немногие.
День исполнения моей клятвы. Про это известно одной мне.
Юная Надежда исковеркала свою жизнь в один день. В свой самый первый день своей педагогической карьеры, когда она поклялась, что эти покинутые всеми, брошеные дети станут счастливыми. Дети - но не она!
Никогда, слышите, никогда не допускайте ошибок в целеполагании. Остановиться бы, подумать, но какие тут мысли, когда на тебя смотрят 22 пары глаз. Срочно сделать всех счастливыми! Срочно!Эти педагогические стереотипы! Это гуманитарный бред!
И между строк я прямо слышу ворчание Нитцше о сути образования:
"Гуманистическое, слишком гуманистическое..."Педагогика не профессия, педагогика - это призвание. И многие считают, что если уж ты одарен даром учить, то учи! Это же талант! Не смей зарывать его в землю!
"Впрочем, педагогика выше приказов, это одно из ее преимуществ. За это я и почитаю свою профессию. Здесь надо сердцем. Это внушали нам в институте. Педагогика — форма творчества. Только вот сердцем-то выходит не у каждого — тут уж кому что дано. Тогда как с творчеством? Так что приказ в школе — обстоятельство щекотливое, творческому решению, пусть непривычному, может повредить, а бесталанному — помочь."И ты учишь, воспитываешь, даришь свою любовь. И тебе говорят - отдай детям себя и вернётся сто крат больше! Вернётся, то вернётся, но то ли это будет, что тебе нужно. Каждому человеку нужна любовь. Но позвольте уточнить - не просто любовь, а любовь равного тебе человека, симметричное чувство, если позволите так его назвать. Чувство любви к детям в самом широком понимании этого слова - неравно по своей сути: мы отдаем малышам свои силы, а они возвращают словами и улыбками. И глупо требовать большего - они всего лишь дети.
Но взрослому человеку нужна поддержка. Нельзя вечно утирать свои сопли своим же кулаком. Иногда нужно другое (но такое родное) плечо, поцелуй, понимание и прочие аспекты семейной жизни и не только на букву "П"!
На мой взгляд, эта книга не укрепляет, а наоборот, разрушает семейные устои. Она призывает к жестокому самопожертвованию, отречению от своего личного счастья во имя детей. А это неправильно. Несчастный человек, как ни старайся, никого не сделает счастливым. Это не просто мудрость, это утверждение я, увы, проверила лично.
И весь предыдущий текст кратко в одном безответном вопросе ухажёра Надежды:
...Всю жизнь быть мужем-сиротой при живой жене? Питаться остатками любви, которую ты даришь детям?Всем выпускницам педагогических вузов посвящается.
С уважением, ваша AnnArhia18210