Рецензия на книгу
Собрание сочинений в пяти томах. Том 5
А. Ф. Писемский
Аноним3 декабря 2013 г."Люди сороковых годов" - лучший роман Писемского.
В золотой, 19-й век русского романа, на фоне таких "звезд", как Тургенев, Гончаров и Достоевский, критики относили Писемского к писателям "второго ряда". Его считали второстепенным романистом и едва ли не "беллетристом". И сейчас принято оценивать мастерство его реалистического стиля, отмечать ранние вещи, как подающие надежды и "задвигать" его поздние произведения. Тем не менее, читатели второй половины 19-века любили романы Писемского, не меньше Гончарова и Достоевского!
Роман этот - в огромной степени автобиографичный. Начинается он с детских воспоминаний, первой любви, а затем, шаг за шагом показывает как из гимназиста, провинциала и восторженного любителя театра получился самобытный писатель. Он приобретает знание о людях, немалый опыт, но вместе с тем сохраняет часть той чистоты, благородства и обостренного восприятия жизни, которые отличали многих друзей его детства, людей поколения 40-х годов.
В "Людях сороковых годов" поражает высшая степень реалистичности. Это может показаться пустой фразой: а что, все остальные реалисты 19 века писали сказки? Как сравнивать "степень реалистичности"? Прочитайте первые 100 страниц романа и вы сразу "почувствуете разницу". У Тургенева или Чехова вы видите красивую картину, быть может, мрачную, экзистенциальную, отдающую торжественностью в каждый момент, картину в которой все "не просто так" и если на стене висит ружье, то оно должно выстрелить. Писемский же просто рассказывает историю своей жизни. У классиков реализма, главный герой - умудренный опытом русский писатель - не может быть малограмотным гимназистом и говорить глупости в молодости, но что делать если жизнь именно такова и только самим себе мы можем признаться, как глупы были в молодости? (Ну, а детям, конечно: - "Да я в твои годы..."). Мне кажется, что именно в реализме секрет популярности Писемского у русской читающей публики 19-го века.
При проклятом царском режиме роману "Люди сороковых годов" досталось от "прогрессивных" критиков за то, что под вывеской всего славного и идейного поколения 40-х, автор посмел выдать историю кучки провинциалов в Петербурге, обычных тружеников режима. В советские годы роману, естественно, досталось за то же самое. Именно в силу своей безыскусной правдивости, "Люди сороковых годов" мне кажется самым замечательным романом Писемского, а развивать "литературу больших идей" он оставил людям 50-х.
27448