Рецензия на книгу
Тошнота
Сартр Ж.П.
Аноним25 декабря 2022 г.Мы с тобой одной крови
Перечитывал книгу в (уже сбился со счёту какой) раз для обсуждения на книжном клубе "Москвалогии". Я сам когда-то её предлагал, но тогда роман не выбрали, а в какой-то момент по инициативе организаторов книга положила начало внеочередных заседаний клуба.
Одно из самых любимых произведений. Каждый раз при чтении просто поражаюсь тому, насколько подробно и достоверно Сартру удалось передать экзистенциальный страх человека перед огромным миром. Роман написан вне пространства и времени (город и исторический персонаж, о котором главный герой пишет свою книгу, вымышлены), но "Тошноту" невозможно воспринимать вне исторического контекста. Научно-технический прогресс и Первая Мировая война тотально обесценили практически всё, на чём держалось западное общество, заставив многих искать ответы на вопрос "Как жить дальше?". Сартр особенно преуспел в этом (с моей точки зрения), описав ощущения, которые прекрасно ложатся в систему "свой - чужой". Вам либо знакомы те чувства выбитой из под ног почвы при осознании ничтожности своего существования, о которых пишет автор, либо это для вас пустой звук, и тогда вы - счастливый человек, а книгу можно закрывать, не дочитывая.
Несмотря на депрессивно-мрачную атмосферу романа я воспринимаю "Тошноту" одной из самых мотивационных книг того периода, но для того, чтобы это ощутить, роман всё-же придётся дочитать до конца. И даже несмотря на то, что финальный ответ всё же лежит за скобками произведения, главный герой делает выбор, который даёт надежду.
Как я уже упомянул, "Тошнота" - это яркий пример романа, который коммуницирует с читателем в режиме "свой - чужой". Вы либо спустя 40-50 страниц понимаете, что это вам не близко и тогда книгу смело можно закрывать, либо осознаёте, что когда-то, возможно всего лишь раз, но испытывали похожие ощущения, и тогда вы скорее всего дочитаете её взахлёб до конца. А потом перечитаете снова и снова. Первый раз, я читал роман в далёком 1998 году и сразу ощутил, что автор говорит на понятном мне языке. Он, как и я, периодически останавливается и внезапно ощущает мир, суть предметов и своё место во вселенной. Нельзя сказать, что Сартр на 100% справился с задачей показать это просто и понятно (да и никто пока не справился, будем честны), но к моим мироощущениям он оказался максимально близок. За это я его безмерно обожаю и часто перечитываю.
У романа есть только один микроминус. Я, конечно, понимаю, что эта книга должна была быть философским очерком, а не художественным произведением. Полагаю, что Сартр выбрал такую форму чтобы донести свои идеи до как можно большего числа читателей, но не могу отделаться от мысли, что с точки зрения языка роман всё-же очень скудный. Просто потому, что его идея скорее всего родилась в другой форме. Но прошли годы, и меня уже давно перестала смущать эта деталь. Потому что раз за разом ощущать, как кто-то уже много лет назад позволил тебе заглянуть в свою "дыру размером с Бога" и увидеть там ... себя - бесценно.
10499