Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Oma lässt grüßen und sagt, es tut ihr leid

Fredrik Backman

  • Аватар пользователя
    Аноним25 декабря 2022 г.

    Нудные сказки и трудное взросление.

    Прочла залпом книгу Федерика Бакмана “Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения”.

    Сам писатель отмечает, что ему прежде всего интересны «люди старше пятидесяти пяти и младше десяти лет. Потому что их меньше всего волнуют условности». Главные герои Бакмана — дети и пенсионеры Швеции. Первые обычно напоминают вторым о том, что они живы и кому‑то нужны. С одиночеством сложнее всего справиться в начале и конце жизни. В этом возрасте героев Бакмана настигают самые важные перемены — от нового смысла жизни и любви до смерти близкого человека по нелепой случайности.

    Герои Бакмана чаще всего находятся в зоне минимальной защиты и максимальной опеки. Детей и пенсионеров может обидеть каждый, хотя за ними следит мир взрослых, который часто не хочет воспринимать ни тех ни других всерьез.

    Рассказ ведется от имени семилетней девочки (почти восемь!), которая “не по годам умная”

    > Эльса из тех детей, которые рано поняли, что по жизни лучше идти со своим саундтреком
    >

    И именно по этому Эльса понимает, почему у нее нет друзей, почему ее травят в школе, почему разошлись родители и многого всего остального, потому что она умеет пользоваться интернетом и читает Википедию. И потому, что её единственная подруга - её собственная бабушка, которой 77 лет.

    Бабушка бегает голой по аэропорту, стреляет из пейнтбольного ружья и кидается в полицию грязью. Бабушка всегда стоит на стороне Эльсы. Как мы позднее выясним из книги, может бабушка и была не очень хорошей мамой, но стала просто отличной бабушкой.

    Эльса любит бабушку, а бабушка любит Эльсу и всё у них было хорошо до тех пор, пока бабушка не умерла.

    > — Почему они все время врут и говорят, что ты «ушла от нас»? Что мы тебя «потеряли». И никто не говорит «она умерла».
    >

    Но хуже всего то, что даже такая, не по годам умная девочка, как Эльса знать ничего про опухоль не знала и в самом страшном сне не могла представить, чтобы ее бабушка стала бы вдруг мёртвой. Бабушка, естественно, всё о своём диагнозе знала и заблаговременно подготовилась, поручив посвящённой в рыцарский сан внучке невероятно важную миссию

    > — Понимаешь, Марсель, я не хочу, чтобы Эльса знала, что я умру. Каждый семилетний ребенок заслужил себе супергероя, у которого не может быть рака, – иначе какой из него супергерой.
    >

    Поначалу, правда, чрезвычайная миссия кажется даже не простой, а элементарной. Бабушка ведь не звезду с неба достать просила, а всего лишь соседей по подъезду обойти, чтобы каждому специально для него предназначенное письмо вручить и потом уже жить своей жизнью. Вот только соседи все как на подбор какие-то чудные. И письмо от бабушки только одно, а все остальные ещё найти надо, потому что седая проказница оказалась в своём репертуаре, задумав свою негласное завещание самым настоящим квестом!

    > Бабушка всегда говорила: «Самые лучшие сказки никогда не происходили на самом деле, но все в них по правде».
    >

    К тому, что заготовленное бабушкой приключение на поверку окажется не высказанным посланием, благодаря которому Эльса узнает как из реальных судеб рождались сказки про королевство Просонья, какие на самом деле люди живут под крышей их дома и какая на самом деле совсем не сказочная, настоящая, взрослая жизнь. Как Эльса выяснила из своей миссии - нельзя судить человека поспешно, по одежке и лицу. Особенно, если ты не умудренный опытом старец, а ребенок бабулиными сказками в голове. Нужно смотреть, слушать, мотать на ус и делать выводы, чтобы узнать человека таким, какой он есть на самом деле. Но и тут Бакман подготовил сюрприз: из детской повести, вылезают уже совсем не детские проблемы, беды, кошмары и ужасы.

    Для себя я определила самые нудные моменты в книге - пересказ бабушкиных сказок. Ясное дело, нам дают не саму сказку, а краткое изложение, чтобы ввести в курс дела. И именно это убивает напрочь всю “сказочность” момента: язык Бакмана лишен образности и красочности, он простой житейский, повествовательный, сказки в нем выглядят как сводка новостей из газеты города Н.

    Бабушкины сказки непростые, как оказалось, это истории про жителей этого дома, про соседей Эльсы. По сюжету книги Эльсе тоже предстоит это узнать. Уж не знаю на сколько это адекватный квест для ребенка с точки зрения психологии (да и адвокат бабушки был с этим согласен), но в книге вышло захватывающе.

    Как мне показалось, Бабушка является тем самым процессом, который тормозит всю систему. В присутствии бабушки все заняты своими повседневными делами и проблемами, бабушка незримо присутствуют во всех квартирах дома, во всех семьях, в каждодневных делах дома. Но как только бабушка умирает, “рыцарь” Эльса со своими письмами потянула за кончик клубка этих проблем и, вдруг, люди начали понимать, что проблемы надо как-то решать и кроме них самих никто с ними не справится. Мама с Эльсой начинают разговаривать о своих отношениях, папа признает свои слабые и сильные стороны, Бритт-Мари открывает глаза на свои давно умершие отношения с Кентом, соседи собираются на рождественский обед в квартире Эльсиной мамы и ее сожителя Джорджа.

    Честно скажу, что от этой книги я такого не ожидал и не думал, что с доброй, милой, чистой детской сказкой под той же самой обложкой, на тех же страницах я найду пусть и небольшой, но впечатляющий набор взрослых трагедий, комплексов, маний, фобий и психозов. В результате примерно к экватору повествования роман становится причудливым и странным сочетанием не сочетаемого, а к развязке из столкновения были с небылицей рождается история взросления, по мере развития которой за Эльсу становится попросту страшно.

    > Потому что в этой сказке было слишком много суровой действительности. А когда тебе почти восемь, то действительности может быть слишком много.

    5
    111