Рецензия на книгу
Catching Fire
Suzanne Collins
Аноним1 декабря 2013 г.Выйдя вчера из кинотеатра после просмотра экранизации, я поняла, что если не напишу рецензию сейчас, то не напишу её уже никогда. Проверено последним полугодовым ведением странички на ЛайвЛибе. Сразу предупреждаю, что это будет отзыв-сравнение книги с фильмом, поэтому читайте аккуратно и исключительно по собственному желанию.
Итак.
Начну с того, что книгу я читала на русском, хотя после знакомства с первой частью трилогии Коллинз уже поняла, что делать этого ни в коем случае нельзя во избежание страданий, возникающих при отчаянных попытках продраться сквозь дебри плохо складывающихся в предложения слов. Кискисс у нас девушка не с самым блестящим образованием, так что излагает свои мысли она довольно просто и где-то даже грубовато, но если на английском языке это выглядит вполне пристойно, то русский перевод хромает на обе ноги. Каюсь, я поленилась читать на языке оригинала, потому что передо мной стояла задача успеть познакомиться с книгой до выхода в прокат непосредственно экранизации. Успех. Благодаря прошлому опыту я перестала цепляться за сами слова, концентрируя своё внимание на сюжете и развитии персонажей, благо такое наблюдается.Что касается сюжета... Нет, уже одного описания на обложке достаточно, чтобы понять, что Тур Победителей ничем хорошим не закончится, и завершение в духе "И жили они долго и счастливо в браке с тремя детишками" - точно не проктит в случае с Китнисс и Питом. Президент Сноу, мерзавец,безупречно знает своё дело, когда речь заходит об устрашении и разрушении. События прошлой части уже успели померкнуть в памяти, так что восстание Дистриктов не стало для меня, как многие отмечают, "самой очевидной вещью", и за развитием настроений в народе было очень интересно наблюдать. Понравилась мне и идея с ареной. Часы в данном случае видятся мне идеальным выбором: эдакий "безупречный" механизм в глазах Сноу, иллюстрирующий власть и чёткое повиновение, и незамедлительность расплаты за проступок. В это же время в игру вступает Плутарх, нашедший брешь в этом идеальном механизме, после чего возникает закономерный вопрос: если можно разрушить арену, то почему нельзя проделать то же самое с самим Капитолием?..
Теперь немного о самих персонажах.
Китнисс.
О. Мой. Бог. Простите, но всю книгу главная героиня меня безумно раздражала своей... узколобостью, что ли? В ней проснулось настолько гипертрофированное чувство долга, что терзания в духе "Я должна вытащить Пита! Пит должен жить, ведь я недостойна стать символом сопротивления, а Пит такой уруруру и люди его любят! Хеймитч, я тебе принесу весь оставшийся в Дистрикте алкоголь, только спаси Пита" порядком поднадоели. Это даже не искренний порыв спасти человека, это какое-то неосознанное желание пасть эффектной жертвой ради поддержания образа. После Голодных Игр она не стала старше или мудрее, как мы от неё ждали, она стала ещё более колючей и, одновременно с тем, более беспомощной. Руша возведённые прежде стены, отделявшие её от семьи, она строит такие же в отношениях с Питом и Гейлом, потому что окончательно запуталась и не хочет уже толком ничего решать. В этом я винить её не буду, потому что такое может случиться в жизни каждого, чего уж тут лукавить.
В фильме - вы не поверите - Китнисс мне понравилась. Знающие меня люди этому немало удивились, потому что я очень не люблю актрису, исполняющую её роль (Дженифер Лоуренс), но в этот раз она ей действительно удалась! Не на последнем месте сногсшибательные платья и невообразимо прекрасный макияж, но в фильме Китнисс вышла гораздо более собранной и целеустремлённой девочкой, без всех этих бесконечных истерик и неоправданного самобичевания.Пит.
Знаете, иногда мне кажется, что будь этот персонаж девочкой или надели его Коллинз большим количеством идеальных умений, из него вышла бы довольно симпатичная Мэри Сью. А так герой получил органичное развитие, чем заслужил мою преданную любовь. Пит очень чистый персонаж, очень правильный. Он прикладывает все усилия, чтобы вытащить из игр Китнисс живой, но руководствуется при этом гораздо более высокими материями, нежели новоиспечённая сойка-пересмешница. Он подставляет Китнисс плечо, когда ей нужно простое человеческое пониманием, помогает подобрать слова, когда та немеет от ужаса перед публикой, баюкает с своих объятьях и считает количество приснившихся ей за ночь кошмаров. Мальчик с романтическими идеалами и верными представлениями о том, как надо пытаться прожить жизнь, если на плечах тяжёлым грузом лежит ответственность за свою и чужие жизни и чёткое осознание того, как проходит существование среднестатистического жителя Панема.
В фильме никаких нареканий к этому персонажу не возникло, за тем исключением, что не раскрыли умение Пита рисовать картины. Он, конечно, украшал прежде торты (это мы помним из первой части), но это является залогом успеха по умолчанию, когда речь заходит о написании портрета. Во-первых, с чего вдруг он так искусно изобразил Руту? Во-вторых, картины - это важная составляющая его мира, потому что от преследующих по ночам кошмарных картин он спасался именно рисованием, а это действительно в а ж н о.Гейл.
Увы и ах, здесь я что-то внятное рассказать про персонажа пока не могу, потому что его прорисовке уделено слишком мало внимания. Я уже начала читать заключительную часть трилогии и осмелюсь предположить, что именно в ней Гейл раскроется более полно.Хеймитч.
Ух, класс! Персонаж заиграл новыми красками! Нет, пить он не перестал. Нет, сарказма своего не растерял. Зато мы узнали, что он поистине умный мужик, потому что то, как он в своё время победил на голодных играх, впечатляет. Он очень умело в этот раз ведёт двойную игру, и его финальное появление в книге как персонажа, являющимся одним из организаторов заговора, вызывает неподдельное изумление. В общем, мужик взял себя в руки и спустя долгое время вылез из кризиса, явившись нам во всей красе.Финик, Джоанна, Мэгз и прочие трибуты.
Если бы не было этих ребят, действо бы не склеилось, потому что в этот раз Китнисс уже не ведёт одиночную игру, она взаимодействует с большим количеством персонажей, и это действительно здорово! По сути, через второстепенных героев нам показали очень много граней человеческого сознания. Здесь и доброта морфлингистки с её цветочком на щеке Пита, и преданность каким-никаким, но принципам у Финика, и позиция мне-нечего-терять у Джоанны, и озлобленность у трибутов из первого и второго Дистриктов и т.д. Любопытно было посмотреть и на реакцию Пита и Китнисс, когда они оказались, по сути, ядром группы профи, что само по себе понятие крайне противоречивое: объединиться, чтобы убить, зная, что останется в живых только один.Подводя итоги, хочется отметить, что книга, пожалуй, не является шедевром жанра, но определённого внимания всё-таки заслуживает, особенно, если читать в оригинале и сравнивать с экранизацией.
2095