Рецензия на книгу
Чучело
Владимир Железников
Аноним30 ноября 2013 г.Как же здорово быть такой вот Ленкой, верить людям - с первого слова, видеть в людях только хорошее – до последнего, смеяться – искренне, плакать – от несоответствия мира твоим идеалам и снова верить – верить во всё.
Как хрупка человеческая душа, человеческая натура, как хрупка натура ребёнка, словно осенний лист… Как просто, походя, даже не заметив, случайно наступить на хрусткий, резной, яркий, многоцветный листок… Не просто так, мне кажется, разворачиваются события в городе, усыпанном осенними листьями.
Но души таких вот Ленок крепче. Они чисты и прозрачны, как осенний воздух, они готовы возродиться из пламени осенних листьев.
Форма рассказа - одновременно от первого и третьего лица – то, что в данном случае нужно. Ленка – порывистая, впечатлительная, искренняя – рассказывает о своих злоключениях деду – человеку, которому верит, на которого рассчитывает, которым восхищается. Она, рассказывая, вновь живо переживает все события, как в первый раз, верит, как будто ещё не обманули, дружит, как будто от неё ещё не отвернулись, восторгается, будто этот восторг ничем ещё не перечёркнут. Но в то же время, лишь рассказывая об этих событиях спустя какое-то время, начинает видеть и понимать некоторые вещи, мотивы поступков, может отстранённо, более трезво и справедливо взглянуть и оценить своих друзей, их и свои поступки. И тут же дед – человек с понятием о высшей справедливости, о человеческом сострадании и милосердии, но проживший жизнь, обладающий житейским опытом и уже по ходу Ленкиного рассказа ожидающий, предполагающий, чем всё закончится. Однако, как и Ленка, краешком сознания надеящийся на иной исход.
…
Хочется сказать пару слов о героях, о характерах.
Лично мне интереснее всего было наблюдать за учительницей – Маргаритой Ивановной. Счастливая невеста, ни о чём, кроме жениха и предстоящей свадьбы, кажется, думать не способная. И обнаружившая настоящую трагедию, лишь когда гром уже грянул и всё кончилось. Правда, мужа провожать она не побежала, осознав-таки, что, если не разберётся в ситуации сейчас, то не разберётся уже никто и никогда. Что ж, можем на что-то в её отношении надеяться.
Обо всех ребятах говорить смысла не имеет. Шмакова показалась мне уж через чур взрослой и стервозной; мальчишки плюс/минус классические хулиганы и шалопаи; Димка мог бы быть рыцарем без страха и упрёка, да вот… В общем, герои не картонные, не мальчиши-плахиши или наоборот, а каждый со своим секретом, вторым дном, задним планом. И это здорово. Заинтересовала меня ещё одна девочка: Миронова. Но, правда, заинтересовала не сама по себе, а как пример развития часто встречающегося в школьной литературе образа. Как ещё одна грань одного кристалла. Здесь и Искра из «Завтра была война», и Тамара из «Семнадцатилетних», и прочие правильные, идейные, волевые пионерки/комсомолки, ведущие за собой класс, непризнающие компромиссов… Всё бы так, да вот в «Чучеле» этот классический образ предстаёт чуть ни с отрицательной стороны… Ну, или, как минимум, с другого ракурса.Никогда раньше я не смотрела фильм и книгу прочитала впервые. Но не считаю, что поздно. По-моему, повесть на все времена и для всех возрастов.
А ещё она про то, как здорово сохранить детскую чистоту и наивность души – на всю жизнь.1298