Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Снег на кедрах

Дэвид Гутерсон

  • Аватар пользователя
    bookeanarium29 ноября 2013 г.

    Очень зимняя, очень сибирская книга. Она по стольким параметрам близка Прибайкальскому региону, что устаёшь загибать пальцы. Заснеженные кедры на самой границе с Канадой (сколько раз сравнивали Сибирь и Канаду?), много японских переселенцев, плантации клубники (чем не Байкальск?), рыбацкое поселение (славное море, великий Байкал), эхо Второй мировой войны. Вся книга целиком – это неторопливый детектив. Здесь есть просто одно убийство, которое может оказаться несчастным случаем (мало ли – ударился человек головой о борт во время качки), неторопливые и подробные полицейские расспросы, разная реакция жителей. С каждым, кто как-то замешан в повествовании, по очереди проваливаешься в прошлое, рассматриваешь ретроспективу и набор отмычек к человеческой душе: мотивы. Газетчик, полицейский, рыбак, старейшина рыбаков, жёны, дети: они общаются между собой, обсуждают событие, вспоминают прошлое, верят или не верят. Здесь очень много о чувстве на самой глубине души, под тёмным илом сомнений, это чувство не поворачивается язык назвать расизмом, но непреодолимое противоречие есть. Как им – американцам и гражданам США японского происхождения – жилось вместе после Пёрл-Харбор? С учётом того, что обе нации воевали на одной стороне? (В книге описана большая группа этнических японцев, которые по паспорту - американцы, воевали во Второй мировой войне за США) Здесь уместно вспомнить обрусевших немцев, которые переселились в Россию до мировых войн. Сибирская диаспора русских немцев достаточно большая. Русских немцев и русских – всех на фоне Второй мировой войны. И после. Дэвид Гутерсон – лауреат премии Фолкнера, это одна из самых значительных литературных наград США. В России книга издавалась всего раз, да и экранизация с Итаном Хоуком (тот самый, который играл в «Гаттаке») «заснеженные кедры» не слишком известна. А зря. Такие истории и такие характеры стоит рассказывать и показывать.



    «Так на Сан-Пьедро закрепился образ настоящего мужчины — молчаливого трудяги, в одиночку выходящего на лов. Тот же, кто отличался излишней общительностью, слишком много болтал и не прочь был послушать других, посмеяться с ними, тот не обладал необходимыми качествами. Лишь вступивший в схватку с морской стихией в одиночку мог рассчитывать на признание других».
    14
    78