Рецензия на книгу
Where The Wild Things Are
Maurice Sendak
Аноним18 декабря 2022 г.Небольшой рассказ Мориса Сендака “Там, где живут чудовища” - культовая детская книга. Через год после выхода Сендак за нее получил медаль Калдекотта за лучшую книжку с картинками. Особенно популярна она за рубежом, а вот в России такого восторженного признания не получила. Об этом свидетельствуют даже отзывы на ЛЛ, авторы которых восхищаются рисунками, но многие при этом книгу не оценили или не поняли. Попробуем разобраться.
С одной стороны, в России жанр “книжка-картинка” менее популярен. Пожалуй, востребованность растет лишь в последние годы. У русского читателя, особенно старшего поколения, есть некоторое предубеждение. Все представляют, сколько стоят детские книги. За такие деньги хочется купить книгу, которую можно будет перечитать не раз и чтение которой займет какое-то время. На взгляд взрослого книжка-картинка такому требованию точно не отвечает: открываешь, а там текста в лучшем случае на пару сотен слов, все остальное - иллюстрации. 10 минут максимум. Но в этом и специфика: главным в книгах такого рода является вовсе не текст, а иллюстрации. Именно текст дополняет иллюстрации, а не наоборот.
С другой стороны, сюжет. Маленький мальчик отправляется в путешествие после того, как его наказала мать, и прибывает на остров чудовищ, где становится королем над ними. Меня эта история очаровала именно своей простотой. И в то же время - многоплановостью интерпретаций. Самая простая из них: это рассказ о детских шалостях и хулиганстве. Какой ребенок не любит пошалить? Вот вам история о непоседливом возмутителе спокойствия. Также это гимн силе воображения. Ребенок представляет, как посреди его комнаты вырастает лес, отправляется в морское путешествие, прибывает на остров, побеждает чудовищ и правит ими. Настоящее волшебное приключение, которое учит нас, что воображение безгранично и удивительно. В то же время это рассказ о семейных отношениях. О том, как практика наказаний может ранить ребенка. С этой точки зрения “чудовищем” оказываются вовсе не страшилы, придуманные ребенком, а мать, отправившая его спать без ужина. Наше сознание до сих пор очень архетипично, мифологично. Особенно в детстве, когда даже за привычным может легко проступить что-то чудесное и сказочное. И очень часто оно может оказаться не только удивительным, но и пугающим и опасным.
Вся книжка построена на игре: игре ребенка с темнотой и одиночества, игре смыслов и интерпретаций. Так что эта удивительная история не совсем детская, взрослому тоже есть над чем подумать.
66601