Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кровь эльфов

Анджей Сапковский

  • Аватар пользователя
    Аноним16 декабря 2022 г.

    Запрягание саней

    Если первые две книги Анджея Сапковского можно было рассматривать как исполненные робкой надеждой шаги в мир большой фэнтезийной саги, то третья, "Кровь эльфов", это уже довольно серьёзная заявка на историю масштабов не иначе как Толкиенских. При этом влияние "Последнего желания" и "Меча предназначения" на общее повествование никто нивелировать не собирался, наоборот - через периодическое упоминание минувших событий, появление уже знакомых, хоть и мимолетно, персонажей нам дают понять, каких размеров эпос затеял автор. Ведь по сути целые две книги были своеобразным прологом к основным событиям саги о ведьмаке Геральте и его Предназначении княжне Цири. Прологом увлекательным и информативным, расширенным и подробным, но всё-таки прологом.

    "Кровь эльфов" воспринимается уже как часть большой истории - с множеством действующих лиц, расширенным лором, скачками от одной повествовательной точки к другой, от одного края карты к другому его концу. Это как играет роману на руку, так и добавляет едкую ложку дёгтя в этот самобытный и чем-то очаровывающий труд. Дело в том, что ранее повествование редко позволяло себе не связанные с основным действием экспозиции. Истории в двух предыдущих книгах почти полностью были самостоятельными и законченными, поэтому отстранённые отступления в них не имели смысла. В "Крови эльфов" масштаб происходящего вырос, поэтому часто автору широкими мазками приходится повествовать не только о главных героях саги, Геральте и Цири, а, словно шулеру, тасовать разных персонажей и события.

    Так, главные герои праздника, ведьмак и его Предназначение, появляются перед зрителем отнюдь не с первых страниц. Добрую половину первой главы на сцене пестреют разношёрстные, доселе не виданные персонажи, эльфы, краснолюды, рыцари, колдуны, которые толкуют о том, о сём, экспозиционно рисуя читателю картину сказочного, но сдобренного хорошей порцией реализма мира. Где с юмором, а где с серьёзным видом они толкуют о раскладе политических карт, о событиях проходивших как в отдалённом, так и относительно недавнем прошлом. Потом действие перемещается к другу Геральта, барду Лютику, подруге возлюбленной Геральта, Трисс Меригольд, и ближе к середине второй главы наконец начинает концентрировать внимание на непосредственно главных действующих лицах саги. Чтобы, однако, в скором времени, снова пустить их в свободное плавание и залихвацки воссоздать экспозицию из косвенно связанных с происходящим фигур (в том числе королей и части Капитула Чародеев), которые получат полное развитие отнюдь не в данной части - что в очередной раз демонстрирует неутолимые амбиции автора.

    Короче говоря, в отличии от прошлых книг этот роман воспринимается как часть чего-то большего, кусочек паззла, отдельные мазки на большом полотне художника. Тем не менее повествование немного потеряло в целостности и стало напоминать по структуру сериал, где часто злоупотребляют с хронометражем и сюжетными линиями. Часть событий (например, подробно описанный сбор королей с целью решения дальнейшей судьбы Неверленда) стала нести больше экспозиционный, нежели повествовательный характер. Словно удочку, автор закидывает сюжетные перипетии много много далее, нежели позволяет формат одиночного романа. И казалось бы, такой подход не позволяет сфокусироваться на главном - однако это уже вопрос точки зрения. С той же уверенностью можно сказать, что многочисленные лирические, так сказать, отступления лишь углубляют общую картину и позволяет на неё посмотреть с разных сторон и под разными углами. В конце концов, на вопрос: интересно ли это всё ещё читать, ответ - утвердительный.

    2
    78