Рецензия на книгу
День Опричника (mp3)
Владимир Сорокин
trampampuska16 декабря 2022 г.ХАХАХА Я ЗДЕСЬ ЖИВУ
Это был год новой волны эмиграции. И вот если оставшиеся почему-то не хотят уезжать – не читайте «День опричника» Сорокина.
.
Да-да, я повелась на тренд и прочитала. Ща расскажу недлинно.
.
Вот помните в школе был «Один день Ивана Денисовича»? Утлая книжонка, но читается месяц. Потому, что невозможно тягостно идет день в лагере. Событий почти нет. И ты даже в старших классах, будучи осознанным человеком, но буквально впихиваешь эту книжку в себя. До сих пор у меня из школьной программы длинная дистанция к этому произведению и к Иуде Искариоту Андреева
.
Так вот у Сорокина не так. Точнее, и так, и не так.
.
Если у Солженицына вся Россия среднестатистическая – это «Русь сидящая» и оттого так медленно дается чтение, то у Сорокина – «Русь насилующая», а тут и событий невпроворот, и повествование от первого лица, и написано до ужаса легко. Книга летит перед глазами со скоростью света (прочитала за два дня только потому, что прерывалась запить виномJ), но после каждых пяти страниц тебе требуется моральная передышка. Особенно если ты совсем не переносишь насилия. Вот вообще.
.
И да, конечно, ты понимаешь, что автор играет. Тут всё сплошной стеб и гротеск. Это даже если не говорить о самой идее: «огородившись «Великой Западной Стеной» Россия вернулась не то в 16, не то в 18 век и, хотя технологии шагнули в будущем вперед, в умах застыло гребанное средневековье. А куда в средневековье без опричнины?». Стеб во всех мелочах: в именах героев, в названиях упоминаемых книг, в ситуациях. Вот только…
.
Когда читаешь ее в 2006, сразу после выхода – этот одно. А когда в 2022 во время ***** и когда от слова «силовик» в стране уже вздрагивает каждый первый – это совсем другое. Это уже нифига не антиутопия. Читаешь, в целом, скорее, чтобы узнать «и что будет дальше». Как реалистическую прозу читаешь.
.
А если так – то чтение приводит к одной мысли: нужно бежать. И кто, прочитав, остается… наверное просто не верит в «великую силу искусства». И слава Богу (с)
8340