Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вся жизнь впереди

Эмиль Ажар

  • Аватар пользователя
    Аноним16 декабря 2022 г.

    Воспоминания Момо о его «су**ей жизни» (в кавычках, потому что, то были его слова).

    Сейчас, когда я думаю о ней, то нахожу, что она была очень красивая. Все ведь зависит от того, как думаешь о человеке.
    а, когда сделаюсь совершеннолетним, может, сделаюсь террористом.

    «Вся жизнь впереди» - это роман Ромена Гари, который был опубликован под псевдонимом Эмиля Ажара; роман, принесший ему вторую Гонкуровскую премию.
    А еще – это роман, который наделал много шума во Франции… его перечитывали, о нем писали, снимали кино.

    Это грустный роман, написанный в виде рассказа десятилетнего мальчика Мухаммеда, который предпочитает, когда его называют просто Момо… с именем Момо во Франции… скажем, проще, предубеждения нет.
    Момо проживал в парижском районе Бельвиль, у мадам Розы.
    До трехлетнего возраста Момо ничего не помнил, как не помнил он и отца с матерью, да и мадам Роза… как-то расплывчато о том говорила.
    Мадам Роза, в прошлом торговавшая шахной (занималась проституцией), ныне, у себя в квартире, на седьмом этаже без лифта, содержала нечто наподобие приюта для малых детей, преимущественно – детей шлюх.
    Если верить Момо, во Франции, женщинам, что торговали собой на улицах, запрещалось иметь детей и вот, чтоб тех не забрали в приют, родители их и «прятали», так сказать, в частных «приютах», естественно оплачивая их содержание.
    Больно было слушать про то, как еще малый Момо, заметив, как к другим детям приходят их мамы, когда те мучились животом или были еще какой болезнью больны, стал придумывать себе болячки… а еще и других малышей подбил, своим примером подбил (не желая того), ходить по нужде, где придется, в квартире…

    С трехлетнего возраста о себе и расскажет, иногда повторяясь в рассказе… особенно про то, как страшна была мадам Роза. Говорил, что при ее астме и в очках, она была, как старая еврейская жаба.
    Мадам Роза была старой еврейкой пережившей Освенцим. А еще, под кроватью у той, портрет месье Гитлера был припрятан, и, как только ей становилось хуже, она доставала портрет, чтоб смотреть на него…
    Мадам Роза была родом из Польши и… боялась звонков, боялась, что ее опять заберут.

    В соседях, в знакомых, были и негры и транс (бывший боксер – помогавший им), и сутенер (мадам Роза за него письма писала родным), который, в целом, как о нем говорили, был так добр… что Момо, мечтал вырасти и быть сатинером (так он их привык называть)… уж он бы тоже о своих дамах, заботился.
    А еще, у мадам были нужные знакомства, как средь полиции, так и средь тех, кто подделывал документы… для ее пугливой души, пережившей Освенцим, это было очень нужным подспорьем.


    Если ты парень и хочешь, кем-то быть, надо, что бы у тебя было много друзей.

    История, связанная со щенком, которого себе завел Момо, чтобы оставить мысли о маме…


    Когда я гулял с ним по улице, я чувствовал себя человеком. Потому что кроме меня у него в мире не было никого.

    Его дальнейший поступок, потрясший саму мадам Розу… понятен…


    я думаю, крепче всех спят, как раз неправедные, потому что они на все кладут с прибором, а вот праведники, как раз не могут сомкнуть глаз, из-за любой малости портят себе кровь, иначе они не были бы праведниками.

    Момо, в своем почти настоящем, знал что он мусульманин, что его Мухаммед зовут и что лет ему 10.
    Вот только выглядел он поболее, так, что и из школы погнали…
    Спасибо месье Хамилю, любителю Виктора Гюго, именно он научил его писать на языке предков, и читать Коран.

    Грусть от прослушивания книги приходила не раз, ибо, остаться равнодушным… когда столь безрадостная картина рисуется, пусть Момо и не плакался и не просил ни у кого жалости, не старался выбить слезу, а говорил, как есть… подавал, как факты, как фрукты, что на прилавке открыто лежат.

    Это только малая часть о Момо и мадам Розе, еще, могу сказать, что Момо любил клоунов, он видел их счастливыми и беззаботными:


    Они не умирают, потому что в смерти нет ничего смешного.

    К финалу, такая тяжесть наваливается, пусть и не без лучика надежды… а мадам Роза была очень больна, и с деньгами у них было все хуже… будто тяжесть гранитной плиты.
    Пожалуй, всё…
    P.S.: аудиокнигу прочитал, Евгений Терновский.

    44
    971