Рецензия на книгу
Тайная жизнь пчел
Сью Монк Кидд
Аноним16 декабря 2022 г.История о преодолении предрассудков, прощении и любви
Роман вышел в 2002 году, и сразу же стал мировым бестселлером по версии «Нью Йорк Таймс». Обычно я отношусь к книгам с пометкой «бестселлер» с легким недоверием. Но тут у меня никаких вопросов не возникло. Роман получил свои восторженные отзывы вполне заслуженно.
«Тайная жизнь пчел» рассказывает историю 14-ти летней Лили Оуэнс. Когда Лили было четыре года, когда она трагически потеряла мать и осталась с жестоким отцом. Однажды Лили сбегает из дома вместе со своей чернокожей няней Розалин, чтобы узнать тайны прошлого своей матери. Лили оказывается в совершенно незнакомом ей мире, в котором ей предстоит повзрослеть, обрести себя и впервые полюбить.
История Лили — это метафорическое исследование материнства и сестринства глазами молодой девушки, которое приводит ее приятию себя». Для Лили, побег из дома в по следам, оставленным мамой — это классический «путь героя», который полностью ее меняет и преображает. Она отказывается от предрассудков, в том числе и расовых, прощает себя и отпускает чувство вины, которое мучительно подтачивало ее уверенность в себе на протяжении 10-ти лет. Она приходит к пониманию себя, к любви к себе и миру.
Впервые в жизни я чувствовала себя чем-то большим — невозможностью. Вот слово, которое я повторила про себя пятьсот раз: невозможность. И вот что я вам скажу: это слово – огромное бревно, брошенное в костер любви.С другой стороны, сюжет романа разворачивается в очень важном историческом контексте. Тут описываются события 1960-х годов — период напряженной расовой вражды в США. Отчасти, это история о том, насколько сложно понять, что действительно правильно, и как важно сделать достойный выбор.
– Не обязательно класть руку на сердце Марии, чтобы обрести силу, спасение, утешение и все остальное, в чем мы нуждаемся постоянно, – сказала она. – Ты можешь положить руку прямо сюда, на собственное сердце. На собственное сердце! А любовь, Лили, это единственная цель, достаточно великая для человеческой жизни. Не просто любить – но любить, несмотря ни на что.В книге невероятно колоритные персонажи. Женские образы прописаны тонко, детально, у каждой есть своя предыстория, объясняющая её нынешнее поведение, поступки и душевное состояние. Представьте трех темнокожих сестер, которые поклоняются собственной Святой Мадонне и поют евангелие, или няню, которая бежит от расовой дискриминации на другой конец страны.
Роман чем-то напомнил «Убить пересмешника» Харпер Ли. Главная героиня — тоже подросток, трагически потерявший мать и выросший с отцом-одиночкой. Обе книги описывают американский юг, расовые проблемы, юридические коллизии, когда «черные всегда виноваты», взаимоотношения родителей и детей, а также отношения между подростками в их школьной среде. Самое существенное отличие — чувства, которые вызывает у героини отец. Глазастик обожает Аттикуса, он — идеальный образ отца-одиночки, который борется за справедливость и готов защищать своих детей. А вот Лили ненавидит Ти-Рэя, и это взаимная неприязнь. Конечно, открыто он никогда не обвиняет ее в смерти матери, в его холодность и безразличие говорят сами за себя. Не смотря на это, Лили до последнего верит в то, что он ее любит, и даже думает, что она его тоже. Но одна сцена все расставляет по местам, и этот случай становится точкой невозврата — когда Лили решает сбежать от отца вместе с Розалин.
Каким бы странным это не казалось, но вплоть до того момента я думала, что Ти-Рэй, возможно, меня любит. И бережно хранила в памяти случай, когда я, маленькая, пела в церкви гимны, перевернув псалтырь вверх ногами, а он улыбался мне. Теперь же я внимательно вгляделась его лицо. В нем не было ничего, кроме презрения и гнева.Книга очень многослойная, тонкая, философская, и кажется, вся сплетена из символов. Пчелы, мед и все, что с ними связано, отсылает к тому, как героини романа воспринимают общество и мир. И феминизм здесь подается тонко и показательно, без токсичных призывов. Автор не навязывает конкретную точку зрения, не говорит тебе, как именно ты должен интерпретировать поступки героев. Она дает полную свободу, и ты делаешь собственные выводы, находишь свои смыслы.
Знание может быть истинным проклятием. Я обменяла груз лжи на груз правды и не знала, который из них был тяжелее. Для чего нужно больше силы? Впрочем, это был нелепый вопрос, поскольку, как только ты узнал правду, ты уже не можешь вернуться назад и поднять свой чемодан с ложью. Тяжелее или нет, но правда теперь всегда с тобой.Предупреждаю — на роман легко подсесть и прочитать за пару вечеров, но терпите. Его лучше читать неспеша, чтобы наслаждаться подольше и проникаться глубже.
12266