Рецензия на книгу
Время жить и время умирать
Эрих Мария Ремарк
Аноним15 декабря 2022 г.«Иногда совсем забываешь, что живёшь»
«А иной раз, когда тишина кричит, приходится заглушать её самым громким, что у тебя есть»
«– Вы улыбаетесь, – сказал он, – И вы так спокойны? Почему вы не кричите?
– Я кричу, только вы не слышите».Как всегда, у Ремарка очень глубокие и проникновенные книги. Как ни странно, они не утомляют – наоборот, заставляют всецело погрузиться в горестную судьбу своего героя, переживать её снова и снова как свою собственную.
Но согласен с теми, кто утверждает, что читать такие произведения нужно под особое настроение. История Эрнста Гребера, подобно и его не менее известному собрату Паулю Боймеру, – это удивительное сочетание тотальной обречённости, разрухи (на фоне которых и протекает всё действие романа) и … спокойствия. Не того, что позволяет расслабиться и наполняет оптимизмом, а некоего фатализма, будто все мы пешки в этом большом мире и нам ничего не остаётся, как отстранённо наблюдать за игрой собственными жизнями. Если вы понимаете, что имею в виду. Стоит ли переживать из-за того, что изменить не в силах? Стоит ли бороться, заранее зная, что обречён судьбой? Это вам не марксистские революционеры.
Нет нужды говорить о том, какова будет финальная судьба главного героя? Достаточно прочитать любую книгу Эриха Марии Ремарка, чтобы понять всё направление его творчества, основные идеи, которые автор развивает и отстаивает. Война повсюду: не только на передовой, но и в родном городе главного героя Верденбрюке, где каждый может быть доносчиком, а любой дом при очередной бомбёжке с лёгкостью может стать собственной могилой.
Вот и чувствуешь ценность каждого дня отпуска Эрнста Гребера, бросаешься вместе с ним на поиски пропавших без вести родных, мечешься от улицы к улице среди развалин полуразрушенного города. Находишь старую любовь – Элизабет, влюбляешься вновь… И постоянно не покидает чувство опасности и обречённости.
В целом, книга цепляет и поражает своей глубиной. Впрочем, знакомым с «На западном фронте без перемен» придёт на ум довольно много параллелей и ассоциаций. Пусть и между двумя произведениями значительная разница во времени, да и про Мировые войны они совсем разные. Фон остаётся тем же, как и судьбы «покалеченного поколения».
18863