Рецензия на книгу
Чтец
Бернхард Шлинк
Аноним13 декабря 2022 г.Так вышло, что сперва эту историю я увидел на экране, а уже потом прочитал. И фильм, и книга производят довольно сильное впечатление, потому как рассказанная в них история далеко не простая. Она потрясает своей глубиной и многогранностью, поднимает множество непростых тем, весьма важных и наполненных глубоким смыслом, а потому заставляющих задуматься и невольно требующих довольно глубокого осмысления. Доброта и жестокость, смелость и трусость, гордость и самоотречение, вопросы вины и желание справедливости, неравные отношения и боязнь открыться людям в своих проблемах – вот тот неполный перечень тем, которые поднимает и на которые обращает внимание своего читателя Бернхард Шлинк в романе "Чтец".
Темы, затронутые в этом романе, весьма сложные, в чём-то спорные, с кучей подводных камней и требующие более тщательного анализа и рассмотрения. Первое, на что обращает наше внимание автор, это неравные отношения, возникшие между его героями – 15-ти летним юношей Михаэлем и 36-ти летней Ханной. Главные герои – люди из совершенно разных миров: Михаэль – юный школьник из хорошей и приличной семьи, переживающий период взросления, Ханна – взрослая и одинокая женщина со своим прошлым, о котором она ничего не рассказывает. У неё есть какой-то секрет и свои определённые страхи, но и это она тоже предпочитает скрывать. Создаётся впечатление, что между героями есть некий незримый барьер, но, тем не менее, они всё же продолжают видеться и продолжают свои несколько странные отношения. Наблюдая за их отношениями, которые, учитывая их положение и разницу в возрасте, никак не назовешь обычными и равными, невольно возникает множество вопросов по поводу того, как к ним относиться: были ли они настоящими и можно ли поверить в их искренность, была ли в них любовь, и почему оба они, два совершенно разных и чуждых друг другу человека, пошли на них и что в них искали. С главным героем всё понятно: его захватили ещё неизведанные им чувства и эмоции, для него это был этап взросления и первый сексуальный опыт, который помог Михаэлю в дальнейшем быть более уверенным с девушками. Но чего искала в таких отношениях Ханна? На этот вопрос в тексте как-то нет однозначного ответа. Этим-то автор как раз и даёт своему читателю возможность поразмышлять над происходящим на страницах романа.
Ещё один вопрос, который возникает, когда смотришь на взаимоотношения главных героев, это достойны ли они осуждения и порицания (осудить ведь всегда легко, а вот понять порой действительно бывает непросто). И чем же всё-таки они были для них обоих? В чём был смысл этих отношений? Ханна открыла для Михаэля чувственность и телесное наслаждение от близости с женщиной, он же для неё многообразие историй, описанных в книгах, которые Ханна жадно слушала, когда Михаэль их ей читал. Надо отдать автору должное, показано всё это в книге весьма неплохо и, несмотря на такой характер отношений между Ханной и Михаэлем, в них нет ни капли пошлости и извращённости (однако в них нет и глубокой привязанности и искренности), лишь только странное взаимное притяжение двух человек в данный период их жизни.
Помимо темы отношений между героями с большой разницей в возрасте, в этой книге Бернхард Шлинк также поднял достаточно сложные вопросы виновности тех, кто был как-то причастен к ужасам Холокоста, преступлениям нацистского режима и жестокостям, творимым людьми во время войны, и можно ли искупить вину за эти преступления. На страницах романа мы видим, как повзрослевший Михаэль, а вместе с ним и его поколение, рождённое и выросшее в послевоенные годы, задаётся весьма непростыми вопросами по поводу того, как общество могло закрывать глаза на совершаемые в тот период преступления, как после окончания войны люди старшего поколения были готовы мириться с тем, что военные преступники или бывшие сторонники нацизма нередко оставались безнаказанными и даже иногда получали высокие посты? Как теперь повзрослевшее поколение немцев должно воспринимать, что-то перенимать или учиться чему-то у старшего поколения, своих родителей, допустивших такое безумие и жестокость военных лет? Как принять то, что нацистскими преступниками или их сторонниками вдруг оказывались знакомые или очень близкие люди, которым ты доверял и которых любил? Все эти вопросы возникают у Михаэля, когда он, будучи уже студентом, оказывается свидетелем судебного процесса над нацистскими преступниками, среди которых оказывается и возлюбленная его пылких юношеских лет Ханна, которая во время войны была надзирательницей в одном из концлагерей.
Увидев вновь Ханну, только теперь на скамье подсудимых, Михаэль вспоминает о своей первой любви, которую он испытал рядом с этой женщиной. Но в то же время ему неприятна мысль о том, что виновные в преступлениях, совершённых в военное время, могут не понести наказание за содеянное ими. Вот только виновна ли Ханна в чём-то подобном? Или она просто жертва обстоятельств, оказавшись в которых она просто не знала, как поступить? Следя за судебным процессом над ней и видя её ответы и поведение на суде, Михаэль вскоре догадывается о том, что Ханна неграмотна и почему-то предпочитает это скрывать, хотя этот факт может повлиять на исход процесса. Но Ханна упорно умалчивает о своей проблеме, чем ещё больше отягчает своё положение. Автор очень умело показывает, как в этой ситуации множество разного рода сомнений терзают главного героя. Имеет ли он право раскрыть тайну Ханны, чтобы постараться смягчить её приговор, но при этом уронить её достоинство как личности? Сможет ли он спокойно жить дальше, зная, что мог облегчить судьбу любимой (или любимой когда-то) женщины, но не сделал этого? А если он всё же это сделает, не предаст ли он этим Ханну? Должен ли он вообще облегчить её вину, учитывая её прошлые деяния, и заслуживает ли Ханна прощения и снисхождения? В целом тема виновности, искупления и прощения показана в романе, на мой взгляд, очень глубоко и разносторонне. Она так же, как и тема неравных отношений, оказывается во всей этой истории далеко не простой, порождает немало вопросов и заставляет о многом задуматься.
В этой книге мне понравилось, что в происходящих с героями романа событиях, а также в их поступках нет чёткой градации на чёрное и белое, лишь смешение того и другого. И всегда есть что-то, что позволяет нам взглянуть на описываемую ситуацию под другим углом. К тому же здесь во многом, о чём рассказывает автор, чувствуется глубина и многогранность. При описании всего происходящего со своими героями Бернхард Шлинк не пытается оправдать их, их поступки, действия или бездействия, так же, как и делать их более виноватыми. Он пытается быть объективным и не осуждает героев за сделанный ими выбор. Оценку же их действиям и поступкам он оставляет за читателем. В этом плане книга очень часто заставляет задумываться над тем, а как бы ты поступил в такой ситуации, что бы сделал, что бы сказал. И что самое интересное, всё это удивительным образом резонирует с вопросом, который задаёт Ханна на суде: «А что бы вы сделали на моем месте?». И, действительно, если задуматься, ответить на него, и вправду, очень непросто.
"Чтец", конечно, произвёл на меня весьма сильное впечатление. История, рассказанная автором в этой книге, довольно непростая, глубокая, многогранная и грустная, но в то же время она очень правдивая, честная и о многом заставляющая задуматься. В ней нет какого-то сильного накала страстей или излишнего драматизма, но при этом она затягивает поднятыми в ней вопросами, непростыми ситуациями, в которых оказываются её герои, а также глубиной, откровенностью и реалистичностью изложения. Очень сильное и по-своему интересное произведение.
731,1K