Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Goldfinch

Donna Tartt

  • Аватар пользователя
    elite13 декабря 2022 г.

    Теперь я знаю, как не надо писать книги

    Мое первое знакомство с творчеством г-жи Тартт состоялось именно через сей "шедевр" современной литературы. С позволения читателей данной рецензии, я затрону сюжет, героев, опишу свои ощущения от произведения, постараясь не спойлерить и без того очевидный сюжет. Ну и, конечно, пройдусь по слогу произведения и личности автора, которая просвечивается через 800+ страниц и потраченную на книгу 1000 рублей.

    Сложно не заметить, что аннотация "Щегла" цепляет внимание и звучит многообещающе. Однако после первых 200 страниц депрессивного повествования, ты оставляешь любую надежду на хоть какое-то развитие действия. Нет, понятно желание г-жи Тартт вывернуть наизнанку душу Тео (ГГ) на страницы книги, но, честно говоря, за все 800 страниц ГГ ни разу не вызвал у меня сочувствия!Да, я вижу, что ему тяжело, вижу, как он сопротивляется любой помощи и ставит свою мать выше других людей, идеализирует ее образ (и все это нормально), но и в тот же момент я чувствую, что ему нравится эта меланхолия. Он лелеет свои ощущения, воспоминания о тех днях, он любит возвращаться к ним и ему нравится эта боль, что в том числе отражается и в его привязанности к картине. И если в подростковом возрасте такое прощается и списывается на юный возраст, то когда мы видим Тео в его более осознанные лета, невозможно не заметить, что герой абсолютно не поменялся, и это уже пахнет большими проблемами с ментальным здоровьем, ну и , откровенно говоря, кажется уже чем-то из серии фантастики...

    Очень много вопросов вызывает личность ГГ. Хорошо, г-жа Тартт показывает нам, как ГГ пытается заглушить боль и пустоту приемом запрещённых веществ и ранним алкоголизмом, но почему же никакой динамики не наблюдается в его отношении к полученной травме? И если наш ГГ такой тяжелый персонаж, хорошо, мы спишем это на редкую форму привязанности к трагедии, но как может Пиппа быть такой же? (господи, ну почему из всех имен она выбрала "Пиппа"?) Могут ли 2 человека, пережившие одно и то же событие в подростковом возрасте, вырасти абсолютно идентичными взрослыми людьми с абсолютным одинаковым мироощущением? Мы все разные на этой земле не просто так, и одно и то же событие мы переживаем по-разному - это факт. Так что с родством душ г-жа Тартт также пролетела мимо, как и с созданием своих персонажей.

    Скажем так, самым реалистичным персонажем книги является...Попчик. Остальные же являются либо клишейными, либо чересчур карикатурными (здесь посылаю привет своей подруге, с которой мы читали "Щегла" вместе и именно она подобрала это замечательное слово "карикатурный"). Возьмем самого яркого героя - Бориса. Пожалуй, он нравится читателю больше, чем Тео, да и причину этого он назовет сам - он во всем совместном угаре стремится повеселиться, Тео же является его антиподом и преследуют более негативную цель, но они точно родственные души. Их дружбу и историю с картиной можно было бы раскрыть настолько сочно-мощно-роскощно, но г-жа Тартт предпочла катиться с горы вниз в бездну, даже не цепляясь за камни.

    Итак, Борис. Начнем с его запутаннейшего происхождения - комок всех стереотипов о восточных славянах, которые могли долететь до американского уха г-жи Тартт. Безусловно, она очень старалась передать ту самую атмосферу, но почему-то ощущение, что Борис - это не просто дите 90-ых, выросшее на постсоветском пространстве, а глава рекета и вообще перед написанием книги писательница пересмотрела всю "Бригаду" и по очереди добавляла всевозможные "факты о русской мафии"...Скомканные переходы между главами, слишком затянутое описание в одной и резкие скачки на 8 лет вперед в другой главе, конечно, очень "помогают" в раскрытии личности уже взрослого Бориса, в связи с чем мой главный вопрос о том, как дальше сложилась его жизнь и жизнь его отца, остается открытым, а образ Бориса скатывается vgavno, как и образы Теодора и Пиппы.

    А Котку? Да, при ее описании конечно захотелось включить старые треки Tokio Hotel, но почему она обделяет этого персонажа даже репликами, и все что мы о ней узнаем, получается, как навязанное читателю мнение Теодора? Интересно было бы узнать, что стало с ней потом..

    Вернусь к картине, которую так восхваляет практически каждый персонаж книги. Очень скомкано и до банального "позитивно" развязывается ситуация с "Щеглом", но по итогу, до читателя так и не доходит, в чем же уникальность этой картины? Я вижу лишь аналогию с птицей на цепи и Тео, который привязан к своей боли и травмам. Картину рассматривала, конечно, я только в онлайне, прочитала ее историю, но все еще осталось ощущение, что автор стремилась взять наименее популярное произведение искусства и запомниться благодаря этому, обратить на себя внимание (Ведь писал ее не банальный Моне или Ван Гог).

    Донна Тартт - плохой психолог. При всей ее очевидной любви к русской классике, которая сквозит по всей книге, отмечу, что училась она у наших плоховато. В ее исполнении депрессивность героев Достоевского и размышления о жизни в духе Толстого выглядят, всего лишь как потуги создать нечто, вдохновившись их работами. Она очень плохо изучила посттравматический синдром и настолько много его мусолит на страницах произведения, что сама не замечает, как ее герои в 25 лет остаются такими же поломанными личностями, какими были в свои 15.

    Но все же, я хочу сказать спасибо г-же Тартт за мотивацию написать мою первую рецензию на LiveLib. До этого я еще не выходила на такой уровень. Читать "Щегла" - это та еще пытка, конечно, но так как лучше судить о произведении по собственным ощущениям, советую сделать это. Ну а потом можете смело дарить ее своему врагу.

    Содержит спойлеры
    27
    480