Рецензия на книгу
Fahrenheit 451
Ray Bradbury
AngelLu24 ноября 2013 г.451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага. (с)Роман-антиутопия 1953 года кажется в наше время фантастическим произведением лишь с большой натяжкой. Радиоприемники "ракушки", плазменные телевизоры на всю стену, не существовавшие полвека назад, стали сегодня предметами повседневного пользования. Не ошибся Брэдбери и в описании развития общества - потребительский и гедонистический образы жизни продолжают набирать обороты.
"Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия — собаки, лошади, экипажи — медленный темп жизни. Затем двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объеме. Сокращенное издание. Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке!
— Скорее к развязке, — кивнула головой Милдред.
— Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи. Потом еще больше: одна колонка текста, которую можно пробежать за две минуты, потом еще: десять — двадцать строк для энциклопедического словаря. Я, конечно, преувеличиваю. Словари существовали для справок. Но немало было людей, чье знакомство с «Гамлетом» — вы, Монтэг, конечно, хорошо знаете это название, а для вас, миссис Монтэг, это, наверно, так только, смутно знакомый звук, — так вот, немало было людей, чье знакомство с «Гамлетом» ограничивалось одной страничкой краткого пересказа в сборнике, который хвастливо заявлял: «Наконец-то вы можете прочитать всех классиков! Не отставайте от своих соседей». Понимаете? Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую. Вот вам интеллектуальный стандарт, господствовавший последние пять или более столетий".Герои книги поверхностны и безучастны; в своих поступках и разговорах они смахивают на роботов - безэмоциональных, будто запрограммированных на определенные мысли и поведение.
"— Иногда я подслушиваю разговоры… И знаете что?
— Что?
— Люди ни о чем не говорят".
"У людей теперь нет времени друг для друга".
"Мне нужно поговорить, а слушать меня некому. Я не могу говорить со стенами, они кричат на меня. Я не могу говорить с женой, она слушает только стены".Главный герой, Гай Монтэг, работает пожарным. Вот только понятие это подразумевает прямо противоположные обязанности: после изобретения пожаростойких материалов, которыми обрабатывают дома, очаги возгорания просто-напросто исчезли; на срочных вызовах главной работой теперь стало сжигание книг. Художественная и научная литература считаются источником болезни - болезни душевной, благодаря которой человек начинает задумываться над чем-то, осмысливать поднятые на страницах темы, а значит страдать. Владельцы книг отправляются в тюрьмы, психлечебницы, а крайне несговорчивые сжигаются вместе с ними.
Случайные встречи с теми немногими, у кого сохранилась крупица здравого смысла, заставляют Монтэга "проснуться", пересмотреть поведение людей и свое участие в его функционировании. Вспомнить нечто давно забытое. Начать действовать.
Среди плюсов книги - динамичность сюжета, актуальность проблематики, масса метких и ценных замечаний, часто пророческих. Книга о книгах - удовольствие "два в одном". Несмотря на то, что я не большой поклонник фантастики, точное попадание, злободневность темы и прозорливость Брэдбери поспособствовали занесению книги в мой список "must read".
"Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их".
"Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрешь. Старайся увидеть мир. Он прекраснее любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя — такого зверя нет на свете".327