Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ляльковий дім

Генрік Ібсен

  • Аватар пользователя
    true_elena10 декабря 2022 г.

    «НОРА. И ты – как другие. Вы все думаете, что я не годна ни на что серьезное…»

    Пьеса рассказывает о доминировавшем патриархате в семьях, вопросах неравенства прав женщин как в семье, так и в обществе. Для второй половины 19 века этот аспект общественных проблем был нов и даже привёл к крупным скандалам, когда театры отказывались ставить пьесу на сцене. В этом смысле я понимаю значимость пьесы для развития мысли, особенно в социально-политическом ключе, и не могу отрицать её важность в становлении современных взглядов.

    В развитых странах 21 века пьеса "Кукольный дом" воспринимается как некое странное действие, где виноваты оба - и супруг, и супруга; а их поведение сравнимо разве что с подростковым максимализмом и одновременно бунтом. Меня радует, что культурный и психологический акцент сместился.

    Но даже с учётом исторического контекста у меня, как у читателя, возникают вопросы. Как так получилось, что фру Линне обрела самостоятельность и независимость, а Нора играет роль куколки? В конце концов, даже у семейного очага женщина могла построить свою жизнь иначе, именно её сила нужна, чтобы поддержать супруга и семью. Нора же ведёт себя как дитя: боится рассказать мужу о собственных поступках; отдаёт своих детей полностью на воспитание нянечки; обвиняет всех и вся в своей несостоятельности:


    «Меня поили, кормили, одевали, а мое дело было развлекать, забавлять тебя, Торвальд. Вот в чем проходила моя жизнь. Ты так устроил. Ты и папа многовиноваты передо мной. Ваша вина, что из меня ничего не вышло».

    Она ставит в укор мужу свою бесхарактерность, неумение выразить собственные взгляды:


    «Когда я жила дома, с папой, он выкладывал мне все свои взгляды, и у меня оказывались те же самые; если же у меня оказывались другие, я их скрывала, - ему бы это не понравилось... Из папиных рук перешла в твои. Ты все устраивал по своему вкусу, и у меня стал твой вкус или я только делала вид, что это так, - не знаю хорошенько. Пожалуй, и то, и другое. Иногда бывало так, иногда этак.»

    Но ведь она женщина, мать, она могла устроить жизнь в доме по собственным лекалам! И если она этого не умела или не хотела - так зачем же своё недомыслие возлагать на окружающих?

    Как всякий ребёнок она уже планирует манипулирование, собираясь рассказать о своей жертвенности супругу, когда не останется других способов удержать его у своей юбки. Одновременно Нора совершает ещё худший поступок: специально оставляет возникшую в ходе пьесы проблему, как есть, чтобы посмотреть на реакцию супруга, проверить его. Это подростковый бунт, а не поведение серьёзного человека, готового перевернуть общественное мнение.

    Кульминация наступает вот где:


    «Х е л ь м е р. Нет, это возмутительно! Ты способна так пренебречь самыми священными своими обязанностями!

    Н о р а. Что ты считаешь самыми священными моими обязанностями?

    Х е л ь м е р. И это еще нужно говорить тебе? Или у тебя нет обязанностей перед твоим мужем и перед твоими детьми?

    Н о р а. У меня есть и другие, столь же священные.

    Х е л ь м е р. Нет у тебя таких! Какие это?

    Н о р а. Обязанности перед самой собою.»

    Как же это по-детски: поставить во главу угла себя, не нести никакой ответственности за свою семью. Да, супруг оказался не таким идеализированным, как она себе представляла. Но у Норы остались дети! И их она собирается оставить наедине с тем, кого считает трусом и бесхребетным существом? Конечно, никто не позволил бы ей забрать их с собой. Но остаться с ними хотя бы ради любви к детям, дабы воспитать их в том духе, который она сама считает верным - вот, что сделала бы взрослая и сильная женщина.

    И вот этот инфантилизм Норы, её кукольная сущность и, как следствие, неприязнь к главной героине сводят на нет всё желание последовать морализаторской мысли автора. Дорога Норы ведёт в никуда, как любое бегство от проблемы.

    Как веха истории пьеса сыграла важную роль, и её надо изучать. Как психологическая драма она терпит провал.

    8
    717