Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Черный принц

Айрис Мёрдок

  • Аватар пользователя
    Аноним22 ноября 2013 г.

    После прочтения относительно легких книг захотелось побаловать себя чем-то посложнее. И выбор, павший на "Принца", не был ошибочным.
    Если охарактеризовать книгу в двух словах, то "мощь"!
    Анализируя роман более детально, то можно отметить следующее.
    Книга для меня представляет собой этакую гремучую смесь Джона Фаулза (ах, как витиевато автор играет с читателем), Джозефа М. Кутзее, Айн Рэнд - мастодонтов сильной интеллектуальной прозы. Вся эта "какофония интеллекта" заставила книгу сначала едва ли не ненавидеть (насколько омерзительной и нудной была она для меня), а далее - принять и полюбить.
    История вращается около неудавшегося писателя Бредли Пирсона, которому на пороге шестидесятилетия захотелось острых ощущений в виде внезапно нагрянувшей любви в лице двадцатилетней барышни. Или ее матери? Или ее отца? Внезапно? Вот как закручивает сюжет Мердок!
    Первая часть книги посвящена всей невероятной канители в жизни Бредли - отношениям с друзьями, с сестрой, бывшей женой. Все это смешивается в противный запутанный комок, который кроме омерзения ничего не вызывает.
    Во второй части автор концентрируется в большей степени на любовном помешательстве между Пирсоном и его молодой протеже Джулиан. Несомненно, красивая история короткой любви, короткого сумасшествия, борьбы и страсти. Хотя, видимо, слово "Любовь" стоит зачеркнуть. Мердок описывает типичный пример этакой деменции, когда происходит какая-то невообразимая чехарда в виде парада планет или ливня в пустыне, когда встречаются те самые двое, которые априори не должны были встретиться и одарить друг друга чувствами, большими, чем просто знакомство или дружба. Как водится, в такой связи оба проигрывают. Бредли - по своей наивности, возрастной сентиментальности, Джулиан - по молодости, несерьезному отношению. Особенно умиляет послесловие от ее лица в конце романа. Знаете ли, наводит на мысль, насколько по-разному люди воспринимают окружающую действительность и отношения с людьми. Один видел любовь всей жизни, второй же немного поразвлекся и испытал острых ощущений. К слову, сцена между Пирсоном и Джулиан-Гамлетом достойна воплощения в киноленте.
    Но как бы где-то в глубине души не хотелось оправдать главного героя, он, как и все остальные персонажи - эгоистичен и даже более - эгоцентричен. Все действующие лица являются образцами чистейшей самоконцентированности (сосредоточенности на себе), просто вопиющей!
    Также нужно отметить интересные размышления автора относительно искусства и несколько фрейдистского взгляда на суть отношений и поступков.
    Сильная книга, заставляющая серьезно подумать, в чем и собственно, ее главное достоинство, а также исполнение задачи литературного искусства.

    4
    21