Рецензия на книгу
Life in a Medieval Castle
Фрэнсис Гис, Джозеф Гис
Аноним8 декабря 2022 г.Рыцарство по-американски, или Бред в средневековую ночь
ОЧЕНЬ плохо! Сон разума в очередной раз породил чудовищ. Авторы надёргали верхушек в сомнительных компиляциях и сделали из этого жуткую мешанину. Абсолютно не понимая ни европейской истории и культуры вообще, ни истории европейского Средневековья в частности. Они подают читателям своё сильно упрощённое восприятие сложных социо-культурных процессов. Так всегда и бывает, когда американцы пытаются что-то сказать на тему старушки-Европы, которая вечно им не даёт покоя. Об авторах, которые позиционируются как "известные" историки, информации почти нет. Супружеская пара Джозеф и Фрэнсис Гис. Он окончил Мичиганский университет в 1939 г. (специальность не уточняется), она - вообще без высшего образования. Данная книга написана в 1974 г., что тоже о многом говорит. Библиография и источники почти все англоязычные. В лучшем случае английские, но бОльшей частью - американские пересказы на тему. Если начитаться подобных низкопробных "историков", ничего хорошего не выйдет. Что, собственно, и подтвердил Джордж Мартин. Если только он действительно читал этот мусор. Глава IX "Как становились рыцарями" повергла меня в глубочайший шок. Настолько полное и глубокое невежество не могло присниться даже в кошмаре.
"Создание духовно-рыцарского ордена тамплиеров (XII век) способствовало становлению рыцарства как обособленной группы и укрепило его связь с христианством".А ничего, что рыцарство к концу X века уже вполне сложилось? И одной из его основ была как раз защита христианской веры. Лет, эдак, за 200 до тамплиеров. XII-XIII века считаются уже расцветом рыцарства. Что невольно подтверждают сами же авторы - глава начинается с описания пышного посвящения в рыцари Жоффруа Анжуйского его тестем Генрихом I в 1128 году. Кстати, о каком именно Жоффруа и каком Генрихе идёт речь авторы не уточняют. Хотя и первых, и вторых в европейской истории много - пойди разберись! Но супруги Гис, классические американцы (читай - непроходимые невежды), совершенно об этом не в курсе. Человеку, только начинающему, например, знакомство с темой, придётся сильно напрячься, покопаться в сети и самому выяснить, что в хронике Жана Турского речь идёт о Жоффруа (Готфриде) V Анжуйском, по прозвищу Красивый или Плантагенет (1113 — 1151) и Генрихе I Английском (1068-1135), младшем сыне Вильгельма Завоевателя. Вообще, при работе с датами и определением во времени авторы демонстрируют огромные проблемы.
"...в XII веке вилланы становились рыцарями, а в следующем веке эта практика стала едва ли не общепринятой. Главной причиной было растущее богатство купцов. Внук наследовал капитал, сколоченный дедом <...> он мог купить поместье, дававшее аристократическое имя, мог предлагать дорогие развлечения крупным феодалам и подкупать их - и при желании стать рыцарем. Затем рыцарское звание переходило его потомкам. Крупные феодалы не проявляли рвения в борьбе с этим обычаем, <...> [они] разумно решили упорядочить эту практику, установив фиксированную плату за посвящение в рыцари."Не знаю, ЧТО нужно иметь в голове, чтобы сочинить настолько дикий бред! Во-первых, вилланы и купцы - две большие разницы, как говорят в Одессе. В средневековом обществе их разделяла социальная пропасть. Каким образом произошла волшебная трансформация не объясняется. Во-вторых, сразу же возник вопрос к авторам - где можно посмотреть тарифы на посвящение в рыцари? Источники - в студию! Разумеется, источников нет и быть не может. В-третьих, "известные историки" совершенно не различают рыцарство и дворянство! Рыцарство (рыцарское звание) само по себе НЕ давало экономических привилегий. Оно автоматически не приносило земли или большого дохода. Феод от сеньора ещё надо было заслужить. «…поместье - дававшее аристократическое имя» - это покупка ДВОРЯНСКОГО ТИТУЛА! А с ним - весь набор преференций, которые он даёт. Это действительно будет практиковаться, но гораздо позже. Когда появится буржуазия. Хотя бы в зачаточном состоянии.
"Рыцарский идеал "Песни о Роланде", подхваченный и воспетый поэтами XIII включал великодушие, честь, стремление к славе, призрение к лишениям, усталости, боли и смерти. Но в XIII веке появилась возможность создать совершенно другую книгу о Крестовых походах".Мне всё-таки думается, авторы сильно скорбны головой. "Песнь о Роланде", внимание (!), оказывается, книга о крестовых походах!!! Которые начались, на минуточку, в конце XI века н.э. "Вон оно чё, Михалыч!" В действительности "Песнь о Роланде" - эпос времён Карла Великого. Т.е. VIII век н.э. Бездарные историки "пролетели" как фанера над Парижем на 300 лет. И таких перлов только в одной главе опуса супругов Гис - уйма!!! Кстати, упомянутая "совершенно другая книга" - это "Жизнь людовика Святого" Жана де Жуанвиля. Сравнивать эпос с хроникой - это надо умудриться!!! Европейские медиевисты плачут кровавыми слезами!
"Песни о Роланде" вообще сильно досталось.
"...созданная во времена Первого крестового похода..." (с) ГисыРоланд в гробу перевернулся. Смотрим хронологию.
"Эпическая поэма, написанная на вульгарной латыни, является первым и одним из самых выдающихся примеров Chanson de geste (букв. — «песнь о деяниях»), литературной формы, которая процветала между 11 и 16 веками в Средневековой Европе и прославляла легендарные деяния. Дата составления относится к периоду между 1040 и 1115 годами н.э.; ранняя версия появилась около 1040 года нашей эры с дополнениями и изменениями, сделанными примерно до 1115 года нашей эры. Окончательный текст содержит около 4000 стихотворных строк."
"Существует единственная сохранившаяся рукопись "Песни о Роланде" на старофранцузском языке, хранящаяся в Бодлианской библиотеке в Оксфорде.[Т.н. Оксфордская рукопись, считающаяся канонической]. Она датируется 1129-1165 годами." Т.е. быть НАПИСАННОЙ во время Первого крестового похода (1096-1099 гг.) она не могла никак, хоть коленкой уталкивай. Не говоря уже о том, что авторы абсолютно не понимают разницы между ВОЗНИКНОВЕНИЕМ и/или зарождением эпоса и первой дошедшей до нас РУКОПИСЬЮ. Для историков "это просто какой-то позор!", как говаривал Швондер. Странно, что Артуриану эти деятели не отсчитывают от романа Томаса Мэлори.
"Рыцари начали проникаться здравым смыслом."К сожалению, авторам данного примитивного убожества здравый смысл полностью чужд. Но ещё более жаль, что вместо серьёзной качественной медиевистики у нас издают этот шлак.
351K