Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Музей невинности

Орхан Памук

  • Аватар пользователя
    ankamovie7 декабря 2022 г.

    История о любви к городу и к деталям

    Я думаю, именно такие книги, как "Музей невинности" и выявляют гениальность автора, ставя его в один ряд с великими. Такие книги, к которым хочется возвращаться снова и снова, открывать на случайной странице и перечитывать, вкушать, слушать, переосмыслять.
    Стамбул 70-х годов XX века. Турция, по-прежнему верная своим традиционным ценностям, вступает на путь модернизации и вестернизации. В бутиках можно найти все европейские бренды одежды и аксессуаров, а женщины чувствуют себя раскованее в добрачных отношениях с мужчинами. Теплый весенний ветер дует с Босфора, дымится крепкий турецкий чай в изящных стаканах, а главный герой Кемаль счастлив и удачлив, как никогда, ведь он богат, молод, и в скором времени ему предстоит свадьба с одной из самых завидных невест во всем городе. Но встреча с его дальней родственницей рушит весь его привычный мир, и ведомый безумной влюбленностью, главный герой проводит 8 лет за столом с её семьей, упивается каждым жестом и взглядом любимой, в это же время описывая нам историю жизни стамбульских семей и их быт.
    Довольно банальная история на первый взгляд, не правда ли? Богач и бедная родственница....Но это лишь вершина айсберга. И действительно, не нырнув под воду, не увидишь за этим великую историю о любви к родному городу и скрупулезно, по крохотным кусочкам, собранный образ жизни турецкой семьи середины XX века. Историю смены вех.
    Интересная деталь, как многие уже подметили, в том, что родственницы и нет, как таковой. Что мы знаем о Фюсун? Какой у нее характер? О чем она мечтает, чем она живет, что испытывает к главному герою, в конце концов? Этих деталей Орхан Памук не раскрывает читателю. Возможно, именно потому, что Фюсун - лишь отражение любви героя. Не к ней. К Стамбулу. К его бедным старым районам, к вымощенным булыжником улочкам, пейзажам с Босфора, лавкам, паркам, бедным мальчишкам, разносящим чай и лахмаджун, кофейням, запаху лимонного одеколона и жимолости, и ракы, конечно...Все те предметы, что он собирал, и что представлены в его музее (и в реальном музее в Стамбуле) отражают быт того времени, как одевались жители, из каких стаканов пили ракы и кофе, где отдыхали по вечерам и т.д. В каждой главе чувствуется любовь к деталям, умение подмечать малейшие изменения во всех сферах жизни. Способность увидеть, как любимый город меняется, сбрасывая с себя пыль прошедших эпох и былого величия, возрождаясь в новом облике. Сочувствовать, тосковать, томиться, печалиться. Но любить.
    Всем рекомендую прочитать главы "Пожар на Босфоре", "Иногда" и "Одеколон". В этих главах чувства главного героя оголены и доведены до высшего предела.

    Содержит спойлеры
    15
    750