Рецензия на книгу
Темные аллеи. Повести и рассказы
Иван Бунин
Аноним20 ноября 2013 г.И все- же проза Бунина – явление высшего порядка.
Оценивать ее немыслимо.
Как невозможно оценить «Повести Белкина» или «Героя нашего времени».
А у меня при чтении «Темных аллей» постоянно возникают именно Пушкинские и Лермонтовские ассоциации.
Вспоминается «Барышня- крестьянка» и «Станционный смотритель», и «Княжна Мэри», и даже «Тамань».
И слышится музыка Свиридова, и чудится вальс из «Бала – маскарада»…
И при этом - мучительное ощущение непохожести. Тянучее и горькое.
Различие между Буниным и гениями 19 века очевидно: проза Бунина бурлит страстями, временами она просто эротична, в ней, наряду с романтизмом, царит открытая чувстенность.
У постаревшего барина и красавицы- хозяйки на почтовой станции в прошлом отнюдь не «темные аллеи»,
двоюродных сестру и брата соединяют отношения «на грани»,
стреляются из двух пистолетов сразу обманутые мужья, травятся пылкие курсистки, «приличные» господа открыто ведут в номера «гулящих» барышень, отчаявшийся студент мчится под колеса паровоза…
Но не в этом суть.….
Глобальное различие: мир Пушкина и Лермонтова устойчив и реален, он был, есть и будет.
Бунинского мира НЕТ. Он утрачен, безнадежно, безвозвратно.За каждым рассказом следует дата.
1937…1938…
Нет мира росистых парков и теплых летных вечеров в деревне.
Нет служб в соборах, не идут в монахини черноглазые девушки.
Проглотившая этот мир революция уже пожирает своих же детей.1940…1943…1944
Исчез уже и зыбкий, замерший в ожидании полуреальный мир довоенной русской эмиграции.
Европа захлебывается в крови, в огне великой Войны пол- мира.1945….1949…..1952
Все в прошлом. Ничто не вернется. Ни довоенный, ни тем более дореволюционный мир.Я понимаю, что как- то неправильно воспринимаю "Темные аллеи", но не получается иначе.
Я просто реву над книгой.Потрясающая проза. Неповторимая. Гениальная.
Игра в "Классики", усложненная версия, 9 ход.
1979