Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пристрастные рассказы

Лиля Брик

  • Аватар пользователя
    Аноним6 декабря 2022 г.

    Эта книга - скорее штрихи к портрету, чем сам портрет. Вернее, портрет самой Лили вырисовывается довольно чёткий, но вот остальные люди, которые окружали её всю жизнь, описаны очень поверхностно. Тот же Маяковский. О нём я гораздо больше узнала из небольшого очерка Олеши, чем из этой, довольно весомой книги.
    Итак. «Пристрастные рассказы» - это сборная солянка из дневниковых записей, архивных документов, воспоминаний, записочек, рисунков Маяковского, фотографий.
    Лиля Брик - незаурядная женщина, всю жизнь притягивающая к себе мужчин. Обаяние, внимание к людям, эрудиция, остроумие. И что-то неописуемое, какая-то природная притягательность была в Лиле Брик – всю жизнь к ней тянулись люди, всю жизнь её кто-то обожал.
    Здесь много личных писем - к Маяковскому и от Маяковского, к сестре Эльзе Триоле и её мужу Луи Арагону, к Осипу Брику и к другим людям. Хлебников, Бурлюк, Надя Леже и другие знакомые и знаковые имена здесь встречаются.
    Но, к сожалению, всю книгу меня преследовало ощущение чего-то неприличного. Как будто заглядываешь к людям в постель, или читаешь дневник, не предназначенный для чужих глаз. Слишком интимное, слишком личное. Все эти уменьшительно-ласкательные (Детик, Лилятик, Щен), всё это щебетанье любивших друг друга людей - всё это оказалось как-то слишком для меня. Тем более, что возникло ощущение, что Лиля Юрьевна специально опубликовала это, чтобы подчеркнуть свою исключительность: «Влюблённых в меня, пожалуй, было больше, чем это нормально». Она с каким-то упоением рассказывает о чувствах Маяковского к ней (упоминая при этом, что Осип, всё же, был для неё главной любовью жизни), что становится не по себе. Приводит письма, где Маяковский распинается, бичует себя, клянётся в любви, молит о встрече. Где вопят ужас, горе, нескончаемая боль от разлуки с нею: «Без тебя я прекращаюсь». «Если буду совсем тряпка – вытрите мною пыль с вашей лестницы». «У тебя не любовь ко мне, у тебя – вообще ко всему любовь. Занимаю в ней место и я, но если я кончаюсь, то я вынимаюсь, как камень из речки, а твоя любовь сплывается над всем остальным».
    Маяковский, человек с «тонкой кожей» и уязвимой психикой, выставлен тут напоказ именно своей уязвимой стороной. И от этого неуютно, обидно за него.
    Остальная часть книги написана в стиле: «Пообедали: артишоки, гигантский ростбиф, рокфор, изумительное шампанское», или «Заехали к Леже, завезли икру», или «Весь день смотрели всяких Пикассо и Матиссов». Видимо, дневник не предполагал публикации, и поэтому не претендовал на глубину описаний и анализ времени, в котором жила Лиля. Читать же про то, какие чулки она заказала из Франции и чем их семейство потчевали Арагоны не особенно увлекательно. Разве что – для узких специалистов.
    Мой вердикт: если хочется подробнее узнать о футуризме, о Маяковском и о людях, его окружавших, стоит, пожалуй, читать другую книгу.
    Если же интересна личность самой Лили Брик, то – да, здесь её много.

    7
    520