Рецензия на книгу
Преступление и наказание
Фёдор Достоевский
Аноним4 декабря 2022 г.Спасение утопающих - дело рук не только лишь самих утопающих
Преступление и наказание (роман, Федор Достоевский, 1866, Российская Империя) - роман культовый, который отображает дух того времени, показывает метания людей в поисках пути, страдания представителей классов, ничего не имущих, но который, несмотря на всю свою мрачность, имеет весьма оптимистический взгляд на жизнь
Написано произведение достаточно тяжеловесно. Достоевский уж очень любит расписывать ментальные метания персонажей и их переживания (особенно мне запомнилось письмо Пульхерии Александровны, матери главного героя, в начале, которое представляет собой несколько страниц стен текста, из которых суть можно извлечь на пару - тройку предложений). И из - за этого за происходящим порой довольно сложно следить. Однако, благодаря данному стилю можно проникнуться героями и начать переживать за них, что за положительных персонажей, как Дунечка, Соня Мармеладова и ее семья, так и за персонажей весьма неоднозначных, как наш главный герой, так и за весьма неприятных по началу, вроде Свидригайлова. Также, тут целая куча отсылок к религиозным сюжетам, иконам, писаниям, вплоть до имен персонажей и расположения тех или иных локаций или персонажей по отношению друг к другу, ну или параллели с религиозными персонажами, как ту же Софию Семеновну автор сравнивает с самим Христом, или с матерью - богородицей. Правда, тут не до конца понятно - это порой сами литературоведы крышей едут, или действительно Федор Михайлович заложил именно тот смысл, коей видят исследователи
Сюжет, а точнее, основная фабула, я думаю, всем уже известна. Родион Раскольников, студент 23 лет, еле сводящий концы с концами, решает убить старуху - процентщицу, дабы забрать у нее деньги, часть раздать нуждающимся, а часть - на свои нужды. Однако, совершив деяние, он пускается в размышления о правильности своего дела, страхи и паранойю, а также философствования
Автор через передачу окружения Раскольникова (того же Разумихина, к примеру, и его товарищей) явно показывает не только то, как же Родион дошел до того, до чего дошел, но и суть тогдашних идей, и их проблемы и недостатки. Если обобщить, то тут мы видим идеи в стиле на тот момент еще не оформившегося, но уже витавшего в воздухе Ницшеанства, уже бушующего нигилизма, и социализма и особенно идей Чернышевского из книги "Что делать?". Пик идей первых автор показывает как раз на примере убийства Родионом процентщицы и мотивов, побудивших его к столь суровому деянию. По идеям протоницшеанцев, к которым относится и Раскольников, хотя и не разделяет некоторые идеи своих знакомых, гениальные личности имеют полное право переступать через не столь значимых людей и отрицать классическую христианскую мораль принятия ближнего своего и пацифизм, равнение на Наполеона вплоть до внешности, однако, как только Раскольников переступает черту простого трепа и переносит идеи эти на жизнь, оказывается, что он - то как раз и не является тем Уберменьшем, что ему тягостно, сначала в глубине души, а потом еще и телестно, он бредит и постепенно сходит с ума, и лишь благодаря своей семье и Соне остается на плаву. Если первые отводят фокус его внимания, то вот вторая помогает найти ему путь исправления и обрести веру в светлое будущее, а не погружаться в меланхолию и бессмысленность бытия в настоящем (хотя и происходит это, как по мне, немного спонтанно)
Окончательная мораль произведения, как по мне, не только в том, что каждый достоин жизни и насилие не выход, не только в отказе от эгоизма, но скорее в прелести не только лишь материализма. но и веры в светлое будущее и надежды на него, в том, что в трудные времена нельзя запираться в себе, надо принимать помощь других людей, что в той же любви можно найти мотив к дальнейшей жизни и наслаждение мелочами, которых раньше вообще не замечал
Так что роман советую, хотя и написан он тяжеловато
4272