Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Man in the High Castle

Philip K. Dick

  • Аватар пользователя
    Аноним3 декабря 2022 г.

    Понятно, что ничего не понятно

    А вот с этим чтением всё достаточно сложно. Нет, вроде бы - альтернативная история, рисующая мир, в котором во Второй Мировой победили Япония и Германия. И хотя в книге довольно много страшных (хм, например, момент - зачистка африканского континента, всё население уничтожено) и забавных (большая часть планеты живёт на грани бедности, не существует телевидения или фена, но при этом ракеты летают на Луну и Марс) моментов, автор даёт понять, что он не претендует на достоверность. Во всяком случае, я так считала его послание. Дело в том, что в книге есть выдержки из другой книги (в реальности никогда не существовавшей), модного романа "Когда наестся саранча", автор которого живёт на японских территориях и реконструирует тот вариант альтернативной истории, в которой нацистская Германия и Япония потерпели поражение. Эту книгу читают многие из героев книги. Но, что интересно, хотя она должна бы, по идее, повествовать о нашем мире, в ней расхождений с реальностью не меньше, чем в основном тексте романа.

    Интересно, что Дик сосредотачивает своё внимание на каких-то незначительных, на первый взгляд, людях. Хотя, в общем, не всегда. И, как ни странно, мне показалось, что ключ к пониманию всего - ещё одна книга - "Оракул" или "Книга перемен" (восточная, это даосизм, если я правильно поняла из примечаний). Некоторые из героев - не все - пользуются этой книгой, как руководством к действию. Для этого кидается несколько монеток (или черенков), получившейся комбинации придаётся числовое значение, а числовое значение, как мы знаем, есть и у иероглифов, и потом эти иероглифы расшифровываются - весьма поэтически, философски и грубо практически. И в какой-то момент мне стало казаться, что выбор героев и событий в романе, подобен случайно выпадающим комбинациям при гадании по Оракулу. То есть - случаен, но не хаотичен. Есть какая-то общая цель у всех этих комбинаций, но постичь её ни один герой не может, т.к. каждый видит только свой иероглиф, а не весь текст, и те, кто считают иначе (например, политики в Вермахте, или некий наёмный убийца) - глубоко заблуждаются. И в результате, оказывается, что смысл всего происходящего (включая перестановки в высших эшелонах власти нацисткой Германии, политические разборки между спецслужбами Германии-Японии, коммерческие интересы частных лиц и даже случайно кому-то попавший в руке роман "Когда наестся саранча") в том, чтобы разрешить маленькую судьбу маленького человека, рабочего Френка Финка. Сам Френк не подозревает об этом, но, как ни странно, он единственный, несмотря на какую-то патологическую неуверенность в себе, живёт так, словно уже словил дао. Потому что он настолько в себе не уверен, что ему остаётся положиться только на судьбу, на высший смысл происходящего, смиряясь с невозможностью этот смысл постичь.

    Интересна лично мне была поднятая тема, что есть предметы, внешне невзрачные, но если смотреть на них долго, они наполняются высшим смыслом, вмещают в себя весь мир. И судьба Френка как-то с этой темой запараллелена.

    6
    286