Рецензия на книгу
Идиот
Фёдор Достоевский
Аноним17 ноября 2013 г.Как сложно писать отзывы о книгах, ставших любимыми… Как сложно писать отзывы о книгах Достоевского, которые разрывают душу в клочья, заставляют болеть неведомой болезнью, дрожать мелкой дрожью…
Что больше всего люблю у Достоевского – так это его персонажей. Насколько они настоящие, живые, не поделенные на плохих и хороших. И к каждому чувствуешь какую-то жалость из-за их недостатков, пороков, обуреваемых их страстей. Видимо, потому что сам Достоевский своих героев любит – вернее, сочувствует им из-за того, что они наделены душой, которая мечется, страдает, болит.
И конечно, среди этого столпотворения грешников у Достоевского непременно появится олицетворение Веры, а с нею и человеколюбия, всепрощения. Образ святого, каким в романе «Идиот» является князь Мышкин. Будто образ самого Христа, сошедшего на землю… И хотя это всего лишь третий прочитанный мною роман Достоевского, я понимаю, что это центральная тема его творчества. Ведь была же до Мышкина «святая» Соня Мармеладова, а после – очень во многом схожий с ним Алеша из «Братьев Карамазовых». Просматривается сквозь образ князя Мышкина и сам Федор Михайлович: главный герой-эпилептик, история с нереализованной смертной казнью, мысли приговоренного на смерть, размышления о христианстве…
Рогожин – полная противоположность Льва Николаевича, олицетворение всего телесного, материального, страстного, порочного. Символично, что они становятся «братьями», обменявшись крестами, и что вместе проводят ту последнюю жуткую ночь в доме Рогожина…
Очень интересны женские образы романа – в частности, Аглая Ивановна и Настасья Филипповна. Якобы противопоставляющиеся, а на самом деле – очень схожие натуры. Но одна – выросшая в благополучной генеральской семье, любимая дочь, невинная девушка с незапятнанной репутацией. Вторая же – бывшая содержанка, распутница и грешница, объект для злословий. Одинаковые темпераменты и мятежные души – но данные девушкам, находящимся в совершенно разных жизненных ситуациях.
В «Идиоте» еще десятки других персонажей, которые – все без исключения – врезаются в память, и о которых можно много говорить и спорить. Ни одного героя нет лишнего у Достоевского, ни одной мысли, ни одного слова. Погружаешься в этот омут и еще долго после прочтения не можешь (не хочешь?) из него выбираться.
1058