Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шрам

Чайна Мьевиль

  • Аватар пользователя
    Аноним1 декабря 2022 г.

    «Если у них ничего нет, им всё равно. Но если мы дадим им часть того, что им нужно, то им понадобится всё.»

    Историю Беллис Хладовин можно сравнить с приключениями Майло Тэтча, правда у второго они были добровольными, в отличии от главной героини Шрама.

    Здесь также встречаются пираты, уникальные расы и загадочные морские глубины, столь манящие и неизведанные.

    Как всегда у Мьевиля текст изобилует выворачивающими на изнанку подробностями, что может отпугнуть неподготовленного читателя – меня лично это не смутило.

    «Во всех других местах бой уродлив – движения случайные, хаотичные, глупые. Она приходит в ужас от того, что Доул может сделать схватку красивой.»

    Подобно Утеру, автор использует нетривиальные эпитеты, рисуя удивительные образы, которые на первый взгляд кажутся омерзительными.

    Ладно скроенные сюжетные лоскутки отдельных персонажей образуют пёстрое одеяло, украшенное множеством заплаток. Словно шрамы, явные и болезненные.

    Название романа обыгрывается на протяжении всей книги. Отголоски прошлого, как метафорические останки дамоклова меча, нависают над каждым в Армаде. Всё это раны, исполосавшие сердца то ли от трагичной любви, то ли от потери; незаживающие рубцы матери природы от кощунственных деяний всего рода людского; ржавчина и гниль судов, родных стен; народные волнения, революции – кровоточащие отметины на вехах истории, политической игры.

    «У любого действия – бесчисленное множество последствий.»  И эти последствия порой преобразуются в шрамы.

    Утер Доул – весьма необычное имя. В артурианской легенде Утер Пендрагон был отцом Артура. Древнее валлийское слово Uthr  первоначально означало «восхитительный, чудесный»,  но приобрело уничижительное значение «жестокий, ужасный».  – что также описывает двойственность героя Шрама.

    В романе автор сравнивает обдумывание тяжелого решения, слишком большого знания с вынашиванием ребенка:

    «Движения ее были дерганые и неуверенные, как и у других, кто всё еще не мог прийти в себя. Но в какие-то мгновения, когда знание внутри неё напоминало о себе, она вздрагивала. Она была беременна им – этим жирным зловредным дитём, которого ей так не хотелось замечать.»

    Есть профессия «Доула» - обученные компаньон или компаньонка, которые не являются профессионалами в области здравоохранения и которые поддерживают другого человека в течение значимых жизненных ситуаций, связанных со здоровьем, таких как роды, выкидыш, искусственный аборт или мертворождение, или не репродуктивные переживания, такие как смерть. Доула оказывает практическую, информационную и эмоциональную поддержку.

    После поездки на остров анофелесов, Утер Доул становится одним из немногих, кто разделяет с Беллис свои вечера, что становится своего рода терапией для нее. Намёками он помогает ей осмыслить происходящее и в последствии «родить»  то самое решение, что сыграет огромную роль в финале.

    Если сравнить историю Беллис с песней, то это будет «Вопреки»  Меладзе. При условии, что любовь в песне – это Нью-Кробюзон. Строки «Вопреки я здесь, я с тобой пока гаснет свет» - относятся к Доулу и Карианне.

    «И стихнут твои шаги» - в первый раз, когда Беллис примиряется с решением, что быть может всю оставшуюся жизнь проведёт на Армаде. И во второй раз, когда она наконец возвращается домой.

    Тетрадь в песне ассоциируется с ее жизнью или письмом возможного, которое она пишет на протяжении всей книги, письмо без имени и адреса. (Это, кстати, тоже своего рода терапия для неё, выплеснуть свои мысли на бумагу, т.к. она боится довериться окружающим, хотя в конце предлагает Утеру прочесть его).

    Из всех персонажей мне понравились Бруколак, Доул, Флорин и Любовники.

    Итог: 8 из 10.

    Содержит спойлеры
    10
    197