Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857

Жан-Поль Сартр

  • Аватар пользователя
    Аноним14 ноября 2013 г.

    Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался от премии).

    Из названия романа понятно, что посвящен он Флоберу, которого Сартр называет "творцом "современного" романа".
    О своей работе сам Сартр пишет так:


    «Мне бы хотелось, чтобы моя работа читалась как роман... В то же время, мне хотелось бы, чтобы читатель не расставался с мыслью, что все это правда, что это правдивый роман...»

    Работа направлена преимущественно на описание двух взаимосвязей:

    • во-первых, между условиями (преимущественно нематериального характера), в которых он воспитывался, и формированием основных черт характера Флобера;
    • во-вторых, между изменениями, происходящими с Флобером, и их отображением в его творчестве.

      В работе Сартр, с одной стороны, стремится подтвердить свой главный тезис о том, что существование предшествует сущности, и что человек обладает свободой выбора, с другой стороны, постоянно возвращается (пусть непроизвольно) к идее фрейдизма о том, что все проблемы родом из детства, и что главным творцом человека является не столько сам человек, сколько ближайшее окружение (в большинстве случаев, естественно, семья).

      К литературоведению можно привязать, на мой взгляд, только второй аспект работы. К сожалению, Сартр анализирует только ранние работы Флобера, с которыми я совершенно не знакома, да вообще не уверена, что они переводились: "Quidquid volueris", "Страсть и добродетель", "Записки безумца".


    Сартр говорит о том, что до 16-17 лет Флобера сжигали страсти, или, по крайней мере, он об этом "грезил". События своей жизни он проецирует на героев своих работ (Джальо в "Quidquid volueris"). Затем происходит очередная фрустрация (отец в нем окончательно разочаровывается), и, по словам самого Флобера, он становится стариком. В его работах появляется тема старости, скуки. Говоря о героине "Страсти и добродетели" Мадзе,


    Ее пугала затянутость времени, ей показалось, что она прожила века и стала старой; есть от чего поседеть, боль так наседает, печаль так грызет вас, ... ибо бывают дни, которые старят, как годы, мысли, от которых появляются морщины

    он имеет в виду себя.

    Образ отца Флобер выводит во многих своих работах - это и экспериментатор Поль в "Quidquid volueris", и Бог, и Эрнест одновременно в "Страсти и добродетели", это и доктор Ларивьер в "Госпоже Бовари".

    На анализе самых ранних работ Флобера данный перевод и заканчивается.

    P.S. Данная работа - перевод только первого тома из четырех законченных.

    3
    778