Рецензия на книгу
Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857
Жан-Поль Сартр
Аноним14 ноября 2013 г.Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался от премии).
Из названия романа понятно, что посвящен он Флоберу, которого Сартр называет "творцом "современного" романа".
О своей работе сам Сартр пишет так:
«Мне бы хотелось, чтобы моя работа читалась как роман... В то же время, мне хотелось бы, чтобы читатель не расставался с мыслью, что все это правда, что это правдивый роман...»Работа направлена преимущественно на описание двух взаимосвязей:
- во-первых, между условиями (преимущественно нематериального характера), в которых он воспитывался, и формированием основных черт характера Флобера;
- во-вторых, между изменениями, происходящими с Флобером, и их отображением в его творчестве.
В работе Сартр, с одной стороны, стремится подтвердить свой главный тезис о том, что существование предшествует сущности, и что человек обладает свободой выбора, с другой стороны, постоянно возвращается (пусть непроизвольно) к идее фрейдизма о том, что все проблемы родом из детства, и что главным творцом человека является не столько сам человек, сколько ближайшее окружение (в большинстве случаев, естественно, семья).
К литературоведению можно привязать, на мой взгляд, только второй аспект работы. К сожалению, Сартр анализирует только ранние работы Флобера, с которыми я совершенно не знакома, да вообще не уверена, что они переводились: "Quidquid volueris", "Страсть и добродетель", "Записки безумца".
Сартр говорит о том, что до 16-17 лет Флобера сжигали страсти, или, по крайней мере, он об этом "грезил". События своей жизни он проецирует на героев своих работ (Джальо в "Quidquid volueris"). Затем происходит очередная фрустрация (отец в нем окончательно разочаровывается), и, по словам самого Флобера, он становится стариком. В его работах появляется тема старости, скуки. Говоря о героине "Страсти и добродетели" Мадзе,
Ее пугала затянутость времени, ей показалось, что она прожила века и стала старой; есть от чего поседеть, боль так наседает, печаль так грызет вас, ... ибо бывают дни, которые старят, как годы, мысли, от которых появляются морщиныон имеет в виду себя.
Образ отца Флобер выводит во многих своих работах - это и экспериментатор Поль в "Quidquid volueris", и Бог, и Эрнест одновременно в "Страсти и добродетели", это и доктор Ларивьер в "Госпоже Бовари".
На анализе самых ранних работ Флобера данный перевод и заканчивается.
P.S. Данная работа - перевод только первого тома из четырех законченных.
3778