Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Priory of the Orange Tree

Samantha Shannon

  • Аватар пользователя
    Аноним26 ноября 2022 г.

    Читать или не читать, вот в чем вопрос

    Чтож...

    Рецензии тут из крайности в крайность и решать по ним читать/не читать книгу довольно сложно, поэтому постараюсь более-менее адекватно высказаться в малой надежде, что кому-то это поможет.

    Прежде чем начну о самом произведении хотелось бы ответить на одну из главных причин горящих задниц - ЛГБТ.  Да, тут нет гетеросексуальных пар. Да, основная пара романа две девушки и еще стенания мужчины о мертвом любовнике. Да, девушки тут сильнее, храбрее и увереннее мужчин. Если вы открытый или же закрытый (а-ля “пусть себе любят друг друга, но не выставляют это напоказ и пихают в каждую книгу/сериал/фильм) гомофоб, то возьмите другую книгу. Буквально вся мировая литература от мала до велика, со всех стран мира, со всех континентов, всех жанров и разновидностей берет за основу самую что ни на есть гетеросексуальную пару, в которой женщина выступает как приложение к мужчине. У вас достаточно литературы, чтоб зачитаться ею до конца жизни, но вы каким-то невероятным образом находите книгу с пометкой ЛГБТ, лезете в нее и разносите вонь недовольства по всем отзывам. Представляете, есть люди, которые хотят читать о женщинах, любящих женщин? Представляете, есть люди, которые любят читать о мужчинах, любящих мужчин? Представляете, есть люди, которые любят читать о тех, кто не выбирает пол партера? И за спиной таких не стоит мировая литература. За спиной таких обычно долгие поиски книг среди всего гетеросексуального чтива. Надеюсь, кто-то обладает хоть каплей понимания и мозгов поймет это и впредь будет сдержанным (но не уверена).


    Теперь же о книге.
    Начинается она тяжело и мучительно. Вас забрасывают большим количеством имен, названий стран, городов, портов и прочее. Да, имена и названия эти довольно сложные и неудобоваримые, но на это можно забить и особо ничего не потеряешь. Главные герои наоборот имеют довольно простые имена и этого достаточно, а на остальных можно сильно не обращать внимание, потому что большой роли они не играют и появляются для того, чтоб потом исчезнуть.
    Эта долгая и мучительная раскачка длится чуть ли не с половину книги, но в этой плавности скрыт переход к активной фазе, поэтому он не выглядит столь резко, как это порой бывает.

    Повествование ведется вокруг главных героев и какую-то часть книги они разделены по разным концам света, так что пройдемся по ним:

    Эда. Она тусуется в королевском дворе и на мой взгляд её линия самая интересная. Хорошо обученная убийца, маг, но при этом не Мэри Сью. Интересно, потому что вокруг нее замеса побольше, чем вокруг остальных. Тут тебе и западник, напавший на дворец, тут тебе и нападение на королеву в городе, тут тебе и чокнутая ведьма, но это также и разбавляется спокойными главами. Если бы вся книга крутилась только вокруг нее, то, наверное, было бы получше. Собственно она и есть та самая гг, которая вступает в отношения с женщиной и эти отношения на удивление близки к здоровым, что бывает очень редко.

    Тани. Всадница-(не)удачница. В самом начале может показаться, что её линия не так скучна, но это ощущение быстро пропадает, потому что она большую часть времени занимается самобичеванием и разложением. Бессмысленный отбор во всадники, на который потрачено много букв в попытке вызвать напряжение и интригу, но это только вызывает смех, потому что уже из описания понятно, что она получит дракона. Дальше какие-то непонятные терзания, но к концу книги она становится вполне интересной, когда начинает действовать. Она тоже обученный воин, но также не Мери Сью, что радует.

    Лот.  Первую половину Лот не значит ничего, потому что все, что он делает, делает только потому что кто-то сказал, кто-то предложил, кто-то помог. Вторую половину он тоже особо ничего не значит. Выступает тупо в качестве друга на побегушках, а приключения с ним либо скучны, либо их развязка зависит извне. Даже в единственной битве, которая ему выпала, ему пришел на помощь зверь. Как самостоятельный персонаж он не тянет.

    Никлайс. Господи, прости, это самая отстойная часть и самый отстойный персонаж. Он скучный и постоянно ноющий. Если бы я хотела книгу о персонаже-нытике, написала бы свои мемуары. Его поступки объясняются либо тем, что он ноет о мертвом любовнике, либо тем, что он алхимик, а зачастую и тем и другим вместе. Иногда ему в голову вкладывают хорошую мысль о хорошем поступке, но действует он ровно наоборот. Он варится в булькающей жиже из горя и ненависти на протяжении всей книги и его резкое изменение направления в сторону доброго поступка выглядит уж очень резко, а оттого и неестественно. Он буквально ничему не учится и как будто ничего не понимает и смотреть на персонажа, который совсем не меняется крайне скучно.

    Сабран. Припишу её тоже к гг, но отдельной её линии нет. По-факту все персонажи тут довольно просты и после пары глав уже понимаешь, что они из себя представляют, но с королевой Сабран получилось по-другому. Может это своеобразная фича фэнтезийных правителей, но я такого часто не встречала. По-началу Сабран предстает как стандартная королева, надменная, немногословная и её слово стоит выше других, но со временем пред нами предстает другая королева - чувствительная, любящая, горюющая, сломленная, признающая ошибки, скрывающая за маской спокойствия и хладнокровия страх, панику, гнев. Самое крутое тут то, что это не изменение персонажа из-за внешних обстоятельств, а именно раскрытие его как такового. Остальные же, в сравнении с ней, более плоские и очевидные.

    Мир тут довольно большой, но, как уже не раз замечали, поверхностный, но это не значит, что вы его не поймете и не разберетесь. Просто нырнете не так глубоко, как, наверное, могли бы. Это не проблема и не причина не брать в руки книгу.  Я полагаю, что это происходит (причем во многих книгах) потому что в вас с самого начала швыряют карту, миллион непонятных названий и хорошо, если при этом намекнут на часть света или направление, где то или иное место может находиться (мол “на юго-западе от горы такой-то”), хотя это тоже не очень помогает. Так и получается, что в большом количестве информации сложно разобраться, даже если хочется. Если бы этот самый мир с его разнообразием раскрывали постепенно и через непосредственное присутствие в нем, то выходило бы гораздо лучше. То же самое с животными и чудовищами - описание у них не ахти какое, названия сложны и остается уповать только на то, что от их формы и цвета ничего не зависит. Собственно так и есть, поэтому совет - не растрачивайте свое воображение, пытаясь сделать работу за автора: забейте.
    Кстати “забейте” главный девиз книги. Не понимаете загадку? - Забейте. Герои сами разгадают. Запутались в повествовании? - Забейте. Ничего не потеряете. Не можете вспомнить кто этот загадочный “любое имя второстепенного перса”? - Забейте. Все равно толку от него ноль.

    Вот и подошла к самому забавному.
    Персонажи заднего плана это нечто, причем в прямом смысле. Особенно третий план. Они настолько декоративные, что их смерти и исчезновения или упоминания вызывают только недоумение и очевидные вопросы “Что? Это еще кто?” Фрейлины так вообще как из одного шаблона. У одной из них есть муж и ребенок, но каждый раз, когда об этом упоминается, для тебя это становится новостью, типа: “Ого, так это у нее ребенок?”, но это удивление быстро пропадает, когда ты вспоминаешь, что никакой роли это не играет и можно забить.
    Вторая дичь, вызвавшая приступы смеха - пистолеты. Серьезно? У тебя королеву охраняют рыцари в доспехах, с мечами и щитами, но при этом в мире существуют пистолеты? Серьезно? С пулями, которые пробивают доспехи. Серьезно? А почему не бластеры? Ладно, поняла, антураж средневековья. Как насчет джедайских мечей? Но да ладно...

    Фэнтезийная литература всегда имеет однотипную структуру. Знакомство с персонажами\миром - повествование о том как они собираются на главную битву + раскрытие персонажей и мира поподробнее - сама главная битва.
    Битва эта описана слишком неудачно, потому что, по большей степени, чтобы уловить её суть приходится сильно напрягаться, а подобное в условиях быстрого темпа повествования, которые присущи битвам, не является хорошим качеством. Вот и выбирай: либо ты сохраняешь темп, но понимаешь передвижения героев лишь урывками и в общих чертах, либо ты вдумываешься в их действия, но при этом теряется темп, а вместе с ним и задор. А это, попрошу заметить, что главы битвы описаны в основном с одного фокального персонажа и лишь ненадолго там появляется второй. Какой был бы ужас, если бы этих фокальных персонажей в битве было бы больше.

    Есть еще одна вещь, которая все портит. У построения сюжета есть нерушимая логика: завязка-основная часть-кульминация. Это касается даже микросюжетов внутри истории и рушить её глупо. Но тут автор именно это и делает. Книга, по темпу повествования не держит в постоянном напряжении и не заставляет нас читать еще одну главу, прежде чем отложить и отдохнуть. Каждый раз, когда в ней происходит что-то, что может разжечь эту искру интереса, автор её резко обрывает и выкидывает нас на более спокойную локацию, где искра и тухнет. То есть, к примеру, когда в замке происходит замес, этот замес обрывается ближе к развязке и вот уже перед тобой глава стенаний Никлайса, а потом, когда ты возвращаешься в замок, оказывается, что кульминация прошла мимо тебя, пока ты читал нытье. Зачем это сделано? Непонятно.

    Ну и как подобает про зло. Тут нет серой морали и все довольно тривиально. Зло плохое, потому что хочет захватить мир. Стандартное клише. Но если опустить это зло, то остальные персонажи с плохими поступками поступают плохо не потому что они плохие, а в силу различных обстоятельств, взглядов и желаний. При должном усердии их можно понять, а у некоторых может даже получиться оправдать их. Вот эта часть, пусть и не столь хорошо прописана, но крута.

    Попробую завершить и подвести итог. Если вы очень остро реагируете на недочеты, сложный и плохораскрываемый мир, ЛГБТ персонажей в главных ролях, если у вас есть на примете книги, которые с большей уверенностью вам подойдут - то не читайте её.
    Если вы умеете мириться с тем, что прописать все и сделать все идеально сложно и не каждому это под силу; если вы уже не знаете, что почитать, а совсем низкосортным дерьмом вам не хочется марать руки - читайте.

    Я исхожу из того, что мне довольно сложно угодить. Я перечитываю огромное количество кала и знаю, какое оно. Обычно я даже не удостаиваю его какого либо внимания и забываю быстрее, чем закроется книга, но тут, несмотря на все недочеты, я неплохо провела неделю за чтением этого романа. Фееричного восторга я не испытала, конечно, но и сильно не жалею потраченного времени.

    Приятного вам чтения.
















    32
    2,1K