Рецензия на книгу
Собрание сочинений. Том 4. Униженные и оскорблённые
Ф. М. Достоевский
Аноним26 ноября 2022 г.Любовь в борьбе с законами логики
«Алеша» - ранний писательский непрофессионализм. Достоевский писал произведение о чувствах, мыслях, идеях, противопоставленных друг другу. Противоречие должно быть яркое и понятное каждому читателю. «Алеша» не символ человеческой глупости и инфантильности, но символ внутренней чистоты, находящейся под гнетом корысти и ненависти любимого князя-отца. «Алеша» - олицетворение человеческой открытости.
Неумение раннего Достоевского внятно для читателя выявить границу между ложью и правдой, любовью и ненавистью вылилось в существование Ихменева, Алеши и Князя. Каждый персонаж был связан одной системой поведения; зато какой яркой! Авторский страх восприятия действий персонажей как попытки за добрые намерения выдать корыстный умысел стал камнем преткновения для многих аналитиков данного произведения.
«Недостатки «Униженных и оскорбленных» легко обнаруживаются, и о них четко сказал еще Добролюбов. В главнейших персонажах «Униженных и оскорбленных» слишком прямолинейно проведена граница между добром и злом, между белым и черным цветом» В. КирпотинОднако в том и прелесть образа действий персонажей, которые являлись прямым проводником идей автора. Иван самоотвержен так, как должен быть человек в действительности, с точки зрения Достоевского. Князь груб в своем поведении, а его насмешки над «пасторалью» и «шиллеровщиной» напоминают мне отчаянные строки стихотворения Блока «К музе»:
«И была роковая отрада
В попирании заветных святынь,
И безумная сердцу услада -
Эта горькая страсть, как полынь».Груб Князь в таком выражении, которое напрямую придает ему Достоевский, без попыток обнаружить в нем ростки, зачатки человеческого. Алеша же чист и открыт в той мере, в какой открыт ребенок перед собственной матерью, оттого и письма его к Наташе были преисполнены откровенными свидетельствами собственных чувств.
«Два противоположных высказывания не могут быть истинными в одно и то же время, в одном и том же отношении. Из двух суждений, из которых одно утверждает то, что другое отрицает, по крайней мере одно ложное» (с) АристотельПравило, поколебимое лишь одним чувством. Чувством смятения, отчаяния и ясности, чувством ненависти и нежности; чувством, заключающем в себе все другие.
«Началось тем, что Алеша отрекался от Наташи и уговаривал ее забыть его. Он силился доказать, что союз их невозможен, что посторонние, враждебные влияния сильнее всего и что, наконец, так и должно быть: и он и Наташа вместе будут несчастны, потому что они неровня. Но он не выдержал и вдруг, бросив свои рассуждения и доказательства, тут же, прямо, не разорвав и не отбросив первой половины письма, признавался, что он преступник перед Наташей, что он погибший человек и не в силах восстать против желаний отца, приехавшего в деревню. Писал он, что не в силах выразить своих мучений; признавался, между прочим, что вполне сознает в себе возможность составить счастье Наташи, начинал вдруг доказывать, что они ровня; с упорством, со злобою опровергал доводы отца; в отчаянии рисовал картину блаженства всей жизни, которое готовилось бы им обоим, ему и Наташе, в случае их брака, проклинал себя за свое малодушие и - и прощался навеки!» Ф. ДостоевскийВышеназванная проводимость персонажей романа дает ясное понимание того, что противоречивость смысловой нагрузки и есть любовь в понимании Достоевского.
«Посторонние, враждебные» - «он погибший человек и не в силах восстать»; «несчастны, потому что они неровня» - «возможность составить счастье», «доказывать, что … ровня»; «рисовал картину блаженства» - «и прощался навеки».
Охваченный отчаянием и порабощенный любовью - ОН висит над землей, ходит в туманном лесу, словно герой романов Кафки, и спотыкается в тех местах, где не споткнулся бы самый отпетый бездушник и полоумец.
Слова безумца истинны для него самого в любых формулировках. Алеша и мечтает о счастье с Наташей, и прощается с ней навеки. Он верит в ее превосходство, но и не желает оставаться в стороне. Он клянется в вечной любви и оставляет Наташу на долгие дни и ночи в одиночестве… И здесь нет ни правых, ни кого бы то ни было еще.
Все - истина! Все - ложь! - Лозунг романтизма Достоевского. Да и кто мы, чтобы с ним спорить?3317