Рецензия на книгу
Возвращение "Пионера"
Шамиль Идиатуллин
Аноним25 ноября 2022 г.Космонавты-герои
При первом взгляде роман Шамиля Идиатуллина «Возвращение «Пионера» обещает больше, чем остается по его прочтении. Авантюрная завязка о школьниках из 1980-х, которые должны спасти планету от кометы, а на самом деле сами спасаются от неприглядной и разочаровывающей действительности 2021 года, оказывается прикрытием социальной драмы.
Обилие отсылок к знаковым произведениям искусства и массовой культуры не случайно. Идиатуллин не претендует на оригинальность фабулы, в чем-то он даже пародирует эпичные сюжеты о спасении человечества, находчивости и навыках на пределе возможностей. Трое подростков в возрасте до полового созревания – а только так можно пережить придуманное учеными устройство для космического передвижения – отправляются спасать планету от пролетающей кометы. Но их выкидывает из астрофизического пространства спустя 30 лет в современной России. И тут должна быть действительно ужасающая по своему накалу психологическая коллизия. У детей нет родных, наставников, привычной среды, а главное – целой страны. Правда, они толком не успевают осознать всю трагедию предшествующей истории. Писатель сразу находит им покровителей, окунает с головой в приключения и делает открытый, полуэзотерический финал.
Композиция романа неровная, запутывающая. Основная часть подана от лица Линара, командира экипажа. Но есть и другие корреспонденты в третьем лице. Первая часть бессобытийна, она медленно знакомит читателя со множеством героев, создает непритязательную по стилю, подростковую атмосферу подготовки к космическому полету. Идиатуллин больше сосредотачивается на деталях быта, на описании тренировок, чем на характерах персонажей. И только потом, когда начинаются перегрузки, мы наконец-то можем увидеть думающих, глубоко переживающих людей.
Трудный ритм приключенческих фрагментов и ключевых идейных умозаключений героев создает пространство для сомнений во всем. Было ли советское прошлое, жесткое к свободе выбора, идеалом. Свободное настоящее с его катаклизмами разве цель тех мальчиков и девочек, которые родились в 1970-х и выросли в дельцов, обывателей, обеспеченных невиданным в СССР комфортом? Это главный парадокс романа, расшатывающий любые убеждения.
Появление такого текста сейчас симптоматично. Подделываясь под нишевую литературу, Идиатуллин фактически обвиняет всех взрослых в построении иллюзий. Где-то есть момент перехода, когда гуманизм утрачивает свою ценность. И он находится не в историческом времени, а в самом возрасте человека. Вырастая, мы забываем об идеалах, смиряемся с несправедливостями, подчиняемся насилию. Стоит ли вообще спасать такой мир?
Наверно стоит, кульминационный акт посвящен побегу героев из полицейских застенков. И тут снова Идиатуллин то ли смеется, то ли дает надежду. Есть двое полицейских, один из которых оказывается беспринципным убийцей, а второй пытается спасти ребят, зачарованный космической мечтой. И, несмотря на довольно картонные, сериальные типажи, нет ответа, какой же выбор истинный.
Виктория Лебедева сделала несколько иллюстраций, отсылающих к позднесоветских изданиям детективов и научной фантастики. Почти условные, выполненные жесткими штрихами фигуры передают атмосферу роману и всё тот же игривый прищур – мол, сами разберетесь, где черное, а где белое. И это сложно для тех, кто начинает ностальгировать по литературе советской эпохи, с которой заигрывает Идиатуллин.21522