Рецензия на книгу
Король, дама, валет
Владимир Набоков
Anais-Anais12 ноября 2013 г."Красота уходит, красоте не успеваешь объяснить, как ее любишь, красоту нельзя удержать, и в этом – единственная печаль мира. Но какая печаль? Не удержать этой скользящей, тающей красоты никакими молитвами, никакими заклинаниями, как нельзя удержать бледнеющую радугу или падучую звезду. Не нужно думать об этом, нужно на время ничего не видеть, ничего не слышать..."Что еще сказать, когда автором все уже сказано? Сожаление об уходящей красоте - именно такое чувство возникают после того, как переворачиваешь последую страницу любого романа Набокова. Закрыть глаза, побыть еще в причудливом мире фантазий автора, представить еще раз всех главных и второстепенных героев, уловить связи с другими книгами и не только с книгами, а с городами, с музыкой, с картинами. И этот процесс погружения, прочувствования текста так затягивает, что даже сейчас, через несколько дней после прочтения книги, я не могу ясно и четко сформулировать все свои впечатления.
Понравился ли мне роман? Да, конечно. Невозможно не восхититься книгой, где практически каждая фраза является маленьким чудом. Понравился ли мне сюжет и герои? Уже гораздо более сложный вопрос. С одной стороны, простой и банальный «любовный треугольник», ни одна из вершин которого не вызывает большого сочувствия и приязни как личность. С другой стороны, Набоков уже в названии романа дает подсказку о том, что одними и теми же картами можно сыграть очень и очень разные партии, все зависит в том числе и от искушенности игроков-читателей.
Я сама ни разу не филолог, не знаток литературы, читаю исключительно для удовольствия , т.е. «игрок» заведомо неумелый. Но даже я с первых страниц поняла, что в этом романе-карточном домике ни в коем случае нельзя воспринимать повествование как историю интрижки, чуть было не закончившейся преступлением. Роман Набокова не протокол и не статья в газете на криминальную тему их тех, что читала Марта, хотя оттенок «детективности», безусловно, один из инструментов, удерживающих внимание читателя.
Если судить по тонким психологическим наблюдениям, подробным описаниям эмоций, мыслей и даже снов героев, то можно было бы назвать книгу психологическим романом, найти в тексте чуть ли не все возможные виды комплексов и порадоваться собственной проницательности, но… в предисловии к роману Набоков предупреждает читателя о том, «венскую делегацию» в чтению не приглашали и на «психоаналитическом» пути прочтения текста расставлены многочисленные ловушки. И действительно, ярый противник фрейдизма Набоков не менее десяти раз упоминает «подсознание» персонажей, сны Франца и Марты – прямо-таки мечта начинающего психоаналитика, для тех читателей, кому и этого мало в ход пускается «тяжелая артиллерия» - электрический пылесос для мозга.Рискну высказать крамольную мысль: не смотря на открытую неприязнь к Фрейду и психоанализу, декларируемые Набоковым, думается, что далеко не всякое описание внутреннего мира, эмоций и сновидений героев – только ловушка для наивных членов «венской делегации. При всем богатстве фантазии и увлеченности литературной игрой у Набокова сохраняется психологическая достоверность характеров, как раз такая, которой достаточно, чтобы в героев можно было поверить и в чем-то их по-человечески понять и заинтересоваться играми автора с их судьбой.
Однако, думается, что ошибкой было бы анализировать поведение персонажей как поведение знакомых с соседней улицы. Гюстав Флобер, к роману которого есть явные отсылки в этом романе Набокова, говорил о том, что «Госпожа Бовари – это я». Аналогично, и король, и дама, и валет – это все многоликий автор, и только автор тасует колоду и определяет правила игры. Поэтому я не могу согласиться с рецензентами, критикующими Набокова за то, что ярко и полноценно прописан в романе лишь один персонаж – Драйер, Марта –уже менее ярко, а Франц – и вовсе «никакой». Мне показалось совершенно логичным, что больше всего витальности, энергии, пространства достается «старшей» карте, что дама, карта младшая, живущая в тени короля, неминуемо начинает ненавидеть его и пытаться освободиться, а валет, как ему и положено, подчиняется даме и полностью меркнет рядом с королем.
Кроме того, меня совершенно очаровала мастерская игра Набокова своей колодой карт: у каждой карты есть лицевая сторона и рубашка, так, Драйер - и переполняемый энергией «живчик», катающийся на лыжах, громко храпящий и с увлечением читающий книги, и, одновременно с этим, плоская безжизненная фигура, судьбу которой обсуждают Марта и Франц. Марта - и величественная дама-королева, за обладание которой не жалко отдать немалый кусок жизни, и, вместе с тем, и прячущаяся в красавице жаба, и только валет-Франц даже влюбленный больше всего напоминает магазинный манекен.
Как мне показалось, тема живого и мертвого, людей и манекенов это еще один из важнейших мотивов книги. Набоков, подчеркивая механистичность персонажей-людей, оживляет вещественное пространство романа: на страницах встречаются «полный отчаяния циферблат», «увертливый жилет», «успокоившееся пальто», «пресыщенные зеркала», предметы отдыхают в отсутствии людей, письменный стол замирает при приближении Марты, комната Франца порой принимает «натянутое выражение» и .т.д. и т.д. И в этом наполненном одушевленными вещами мире обитают престранные второстепенные персонажи, чего стоит только старичок-хозяин комнаты со своей несуществующей женой, загадку которого я так и не разгадала…Еще одно измерение романа – соотношение мечты и действительности, идеи и воплощения. На протяжении повествования каждый из героев доживает до некой точки, после которой мечты потребуют изменения окружающей реальности.
Марта замечает:
Видишь ли, друг мой, мечты нельзя отдавать в банк под проценты. Это бумаги неверные; да и проценты – пустяшные.Но персонажам грезить о своей судьбе опасно, это позволено лишь автору, поэтому при столкновении желаний Марты и реальности мечта о счастливой жизни не погибает, а вот сама Марта… По-другому складывается у Драйера, говорящего о себе:
Экая важность, — воплощение. Верить в мечту — я обязан, но верить в воплощение мечты...На деловой встрече, которая должна была воплотить идею в жизнь, умирает мечта Драйера, механические люди становятся герою не интересны. Впрочем, вскоре и игроку-Набокову надоедают его карты и роман заканчивается, оставляя читателя в печали по уходящей красоте.
30275