Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Beautiful World, Where Are You

Sally Rooney

  • Аватар пользователя
    RitaVerter25 ноября 2022 г.

    «жизнь в своей обыденности и уродливой пошлости лезла отовсюду»

    Новый роман Салли Руни, как и всегда, пронизан чувством автобиографичности, и в этот раз куда сильнее, чем обычно — даже не зная ничего о ее жизни (поэтому и пишу «чувство», а не утверждаю), кажется, что каждый герой, каждая сцена и затронутая проблема это о ней, о ее друзьях, окружении и что все эти разговоры действительно велись в ее личной переписке или на кухне во время вечеринки у приятелей.

    Поэтому, наверное, так легко все эти переживания перенести на себя, находить в строках «о, я тоже об этом думала» или «вот я бы с ним поспорила», и поэтому, видимо, ее называют голосом поколения.

    Тем не менее, эта книга мне понравилась меньше, чем «Разговоры с друзьями» (ну, может, с ней равнозначно) и куда меньше, чем «Нормальные люди».

    Размышления о религии (здесь они неожиданно занимают значительную часть повествования, но с любопытной точки зрения), о карьере, семье, о том, есть ли вообще смысл рожать, обо всем, что так или иначе волнует каждого около-тридцатилетнего человека в наше время и что вроде как становится совсем неважным под гнетом «приближающейся катастрофы», кончины мира… Я этого ощущения беспомощности, груза всего приземленного, тщетности попыток наладить жизнь, когда земля катится в пропасть — не почувствовала.

    А катится ли? Точно?

    Вот сейчас, кажется, катится. А в момент, когда был написан роман — ну, как будто бы едва-едва подергивался в ту сторону.


    Может, дело в текущем историческом моменте, а может, мы просто повзрослели и растеряли иллюзии, и так всегда и со всеми бывает.

    А может, и так.

    Так что сопереживать героям не особо получается.

    Даже их личные драмы «мы любим друг друга, но вдруг у нас не получится, и тогда мы и дружбу потеряем?», или «мы такие разные», или разборки «кто из нас плохой друг» не очень трогают за душу.

    Мужские персонажи показались не самыми приятными. Если честно, в их образах есть жизненная достоверность, но переписку Айлин и Элис читать было куда интереснее, чем все эпизоды с парнями.

    Письма героинь и некоторые затронутые в них темы лично для меня стали откровением. Там о сути красоты, о сути веры в бога и во что либо, о том, способен ли человек настоящего времени на реальное эстетическое переживание. О беспощадной машине капитализма тоже, но это уже более привычно.


    Не охватывает ли тебя порой разбавленная, персонализированная версия этого ощущения — будто твоя собственная жизнь, твой собственный мир медленно, но ощутимо становится все более уродливым?

    И вот, наверное, к этому — к собственной жизни, становящейся уродливой — и взывает заглавие книги.

    Прекрасный мир, где же ты?..

    Но, судя по оптимистичной концовке — надежда на него все же есть, и весьма осязаемая.

    6
    567