Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Фламандская доска

Артуро Перес-Реверте

  • Аватар пользователя
    isonar11 ноября 2013 г.

    Каковы непременные составляющие хорошего детектива? Таинственные убийства, ограбления или похищения ценностей, злой гений, плетущий паутину своего замысла и до последнего остающийся в тени, замкнутый круг подозреваемых, среди которых читателю предстоит определить виновного, и, под занавес, что-то вроде исповеди преступника, рассказывающего о мотивах своего преступления.

    Во "Фламандской доске" есть все это и даже больше. Перес-Реверте поставил перед собой серьезную творческую задачу: создать детектив на стыке исторического, психоаналитического и шахматного полей. Исторический и шахматный аспекты - на поверхности и лежат в основе сюжета. Реставратор старинной картины, на которой изображены два играющих партию мужчины, обнаруживает скрытую (самим художником или кем-то другим?) интригующую надпись, и начинает расследование, уводящее в седую старину. Зачем все это надо? Чтобы повысить стоимость картины, ведь ее собираются продать на аукционе. Замечу в скобках, что я всегда предполагал, что аукционный бизнес - это грязный бизнес, но созданный автором герой-аукционист Пако Монтегрифо - это просто-таки квинтэссенция всего мерзкого, что есть в этом роде занятий.

    Все бы хорошо, но тут вдруг начинаются убийства. Всплывает шахматная сторона вопроса. Есть некто, кто играет ту же партию, что и изображенные на картине люди. И всякий раз, когда он "съедает" фигуру, происходит что-то плохое. Главная героиня оказывается впутанной в очень сложную игру вокруг картины, где совершенно непонятно, кто друг а кто враг, пока этого кого-то не упрячут в тюрьму или не устранят физически. Убийца находится "в кадре" с самого начала романа, но вычислить его читателю будет не так просто. Еще одно замечание в скобках: не рекомендуйте роман серьезным шахматистам. Да, в книге много страниц посвящено анализу позиции и возможного развития событий на доске, но поверьте мне как сильному любителю: там больше натяжек, чем оправданных позицией ходов.

    Казалось бы, причем тут психоанализ? Ну как же - надо же в заключительной исповеди преступника предложить нечто нетривиальное! Вот там и начинают раскладывать по полочкам мотивы преступления, и как по мне, тут особенно хорошо видны белые нитки, которыми сшит сюжет. Все мы и так хорошо знаем, что дорога в ад вымощена благими намерениями, но попытка автора придать тексту флер "тонкого психологизма" (как утверждают некоторые критики) выглядит запрещенным приемом.

    В-целом, "Фламандская доска" - неплохое отпускное чтение. Роман не переворачивает сознание, не влюбляет в свой язык, и это, в-общем, нормально. Другой вопрос, что герои не особо располагают читателя к сопереживанию. Слишком уж малосимпатичными выглядят даже положительные персонажи: антиквар тут - гей, гений-шахматист слишком аутичен, галеристка ведет себя как дорогая шлюха, ну а про Пако Монтегрифо я уже писал выше. Лично мне в этой шайке любить было некого. Наверное, так и было задумано.

    2
    27