Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Аноним8 ноября 2013 г.До чего приятный, интересный, ироничный роман! Вот это слог, вот это манера подачи сюжета! С первых и до последних страниц - не оторваться!
И она передвинула свою ставку с красного на черное - как бы случайным движением руки, пока вытирала слезы носовым платочком, обшитым рваным кружевом.
Каждое предложение так и пропитано насмешкой и иронией. А всё повествование идёт в духе "Да-да, бедное, милое создание, какое же ты несчастное, печальное и как нам тебя жаль в тех бедах, что на тебя обрушились. Мы поможем тебе. Эти благородные, добрые, щедрые люди поддержат тебя. Только чуть-чуть подожди: вот закончится сегодня бал у герцога *нского, а завтра выступит оперная дива...". А самая главная мысль, конечно, лежит на поверхности. Да что и говорить - она в названии романа!Каждый герой этого романа без героя, как выразился автор, тщеславен по-своему. Кто-то более явно, кто-то менее, но все они являются настоящими представителями Ярмарки Тщеславия. Взять, хотя бы, Эмми и Доббина. Разве не тщеславен Доббин, который стремится получить признание и любовь путём длительной верности и почитания, а, не получая, обвиняет свою избранницу в ограниченности и недостаточной духовности? Разве не тщеславна сама Эмми в своей слепой любви к весьма тщеславному молодому человеку, который кичится своим происхождением и неотразимой красотой? О, эта любовь, которая принесла столько страдания! А я, пока читала, всё следила за годами. Сколько же их прошло? 5 лет, 7, 10, 13, 15...Сколько потерянного времени! И на что? Бедная Эмми, не умеющая быть в отдельности от кого-либо: сначала посвятившая себя Джорджу Осборну-старшему, потом Дж. Осборну-младшему, а потом и ещё одному герою. Любить идеал без недостатков: таких хороших, красивых, умных, справедливых. Такая любовь, должно быть, придаёт значимость и самим влюбленным, возвышает их в собственных глазах. Любить только самое лучшее - что за эгоизм!
Но украшением романа несомненно стала Ребекка Шарп. Что за удивительное создание! Признаться, большую часть романа я ей симпатизировала и желала, чтобы у неё всё получилось. Очень уж ясно я поняла, что есть люди, которым просто не дано любить. Конечно, есть разные чувства, которые мы можем принять за любовь,а от некоторых так и вовсе стоит держаться подальше, я уж молчу о том, что на действительно глубокое, искренне, преданное чувство, наполненное уважением и пониманием к другому человек вообще немногие из нас способны, но, как правило, испытывать страсть, нежность, привязанность, заботу и сопереживание могут большинство. Огромную роль в этом деле играют собственное эго и тщеславие. Так вот, есть люди, которые в силу определенных обстоятельств не способны на любовь. Так что же было делать нашей жизнерадостной, весёлой героине, коли не способна она на сердечность и сопереживание? Каждому - по его дарованиям и натуре. Так ли плоха Ребекка, раз решает устроить своё будущее, дабы не прозябать в бедности и нищете? Так ли ужасно, что не чувствуя в себе способности любить, она решает выйти замуж по расчету и устроиться в обществе, обманом, лестью, красивыми речами добиваясь признания везде, где бы не появлялась? И то, как она сначала берётся за дело - выше всяких похвал. Ведь кто становится её жертвами? Как писал один небезызвестный поэт:
Ах, обмануть меня не трудно!...
Я сам обманываться рад!
Как не старайся, а лесть, лжеласковые слова и приятные комплименты не вольются в уши того, кто не желает их услышать (вон как мистер Доббин сразу Бекки невзлюбил). Меня, например, саму иногда передергивает от притворно ласковых и нежных слов от неблизких людей. И сразу вспоминаются слова группы Flёur: "И лезут Иуды ко всем целоваться". Кстати, последние всегда срабатывают (по крайней мере, на моём опыте). Так что те, кто так хорошо велись на обман Ребекки, не вызывали у меня никакого сочувствия, а, наоборот, мне было интересно следить за манипулированием дорогой миссис Кроули тщеславием других людей. Хотя, конечно, упаси Боже встретить такого человека на своём жизненном пути.Но вот, в конце концов, стали появляться последствия разрушительного воздействия Бекки на жизни других героев, а сама Ребекка становилась всё хуже и отвратительней. Вызывают жалость непутёвый Родон Кроули (хотя, кто знает, где бы он был, коли не мисс Шарп - как быстро потратил бы наследство тётки и вырастил ли такого замечательного сына?) и, конечно, Родон - младший (но мы-то уже установили, что миссис Кроули просто не способна на любовь, а сын её, в конце концов, обрёл другую семью). Да , когда-то Ребекка была причиной горя Эмилии, но не она ли, которая сама была не способна на искренние и честны чувства, а потому восхищалась их проявлением в других, поспособствовала счастью Эмми? Всё в этом романе неоднозначно - нет худа без добра, как и в нашей жизни.
И вот, когда закатилась звезда Ребекки, когда её бродяжничая натура взяла вверх (наверное, я не очень внимательный читатель, раз не смогла разглядеть эту часть её с самого начала, и Бекки в конце - это совсем другая для меня Бекки) - тогда она стала для меня совершенно неинтересной. Яркая фальшивка, сверкающая как бриллиант, которая из-за своей жадности, своего жестокосердия, и глупости (при всё ей уме!)так и не смогла залезть в дорогую оправу. И так можно сказать про каждого встречного в этом романе - все они вышли настолько яркие и живые, что просто диву даешься. Как Вам мистер Джозеф Седли, или слуга Реглус, который прогорел на том, что доверился дворянам (восхитительная глава XXXVI "Как можно жить - и жить припеваючи - неизвестно на что"?). Все их попытки чего-то добиться и получить - сплошная суета и тщета. Как и всё на этой Ярмарке Жизни, описанной гениальным романистом - У. Теккерем.1333