Рецензия на книгу
Собрание сочинений. Том 4. Униженные и оскорблённые
Ф. М. Достоевский
Аноним2 ноября 2013 г.Вы блатнячком в детстве не баловались или романсами жестокими? Так вот, по стилю тут примерно то же самое, а по нравственным выводам...
Создаётся впечатление, что автор хотел сказать "смирение паче гордости", а получилось "простота хуже воровства"... Ну или хотел грустно поржать над своими юношескими иллюзиями: хотел, понимашь. привести всех людей к Светлому Будущему, а люди оказались сволочьми.
Авторский дуализм, делящий вселенную на наивных жертв-идеалистов и подонков-реалистов при ближайшем рассмотрении оказывается не дуализмом борьбы бобра с ослом, а дуализмом борьбы ослов с ослами, в которой побеждает осёл, но более продвинутый.
Для тех, кто не понял, объясняю на пальцах:
Вот перед нами князь Волковский. Отморозок? Безусловно. Причина несчастий всех остальных? Разумеется. НО:
Волковский не смог бы совершить и сотой доли своих злодейств, не будь у него мощной группы поддержки, состоящей из тех, кого на протяжение всей книги постоянно унижают и оскорбляют.
Что, например, заставляло положительного Алёшу походя разрушить чужую жизнь, повторив "подвиг" своего отрицательного отца?
Почему Наташа решила связать свою судьбу с (иначе не скажешь) дебильным чмом, не приученным ни работать, ни экономить, поставив тем самым под удар свою репутацию, в то время не восстановимую, и свою семью, отношения в которой уже были накалены?
Почему возвышенная Катя преспокойненько отбила у Наташи жениха, хотя, как знать, брак для неё был единственным шансом поправить дело?
Что заставило старика Ихменёва согласиться работать на человека с мутной, мягко говоря, репутацией?
Почему Ваня, единственный, кстати, более-менее адекватный персонаж, не попытался искать более-менее оплачиваемую работу, а погубил себя в нищете и сырости, но... с призванием и без размена на мелочи?
Ну и апофеоз тупости-возвышенная Смитиха, которая обворовала отца и обрекла на нищету дочь (будучи законной женой князя).
Таким образом, действия оскорблёных ничем не лучше действий их оскорбителя. Но фатальные последствия собственных действий их возвышенные натуры никоим образом не смущают. А выхода из ситуации они никоим образом не видят. посему и отделываются благородным смирением или благородным кипением вместо того, чтоб поднять свои возвышенные задницыВ общем, прав был Горький, говоря
Неоспоримо и несомненно: Достоевский — гений, но это злой гений наш. Он изумительно глубоко почувствовал, понял и с наслаждением изобразил две болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, тяжкой и обидной жизнью: садическую жестокость во всем разочарованного нигилиста и — противоположность её — мазохизм существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своим страданием, не без злорадства, однако, рисуясь им пред всеми и пред самим собою.16199