Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лезвие бритвы

Иван Ефремов

  • Аватар пользователя
    swanheart31 октября 2013 г.

    Дочитала роман Ивана Ефремова "Лезвие бритвы", и осталось ощущение, что я обязательно еще его перечитаю; также как сейчас у меня фозникло желание освежить в памяти его же "Таис Афинскую". Писатель умело соединяет интригующий сюжет, философию и науку. Нет, скажу честно, поначалу читалось тяжело. Но когда дело дошло до отчаяных искателей алмазов...
    Что мне нравится у Ефремова, так это то, что чувствуется мощная база как основа книга. Из них можно почерпнуть что-то новое для себя. В данном случае из истории Древнего Мира, культуры, геологических и палеонтологических исследований, психофизиологии и йоги. Чем-то мне напоминает Вишневского, там тоже перемешивается всякая генетика, но книги Януша рассчитаны больше на женскую аудиторию с его идеальными мужчинами-героями, Ефремов же признанный ученый и классический фантаст. Хотя поначалу я недоумевала "Какая нафиг фантастика? Где она?". Но все же она есть, просто черта, за которой заканчивается реальность и начинается абсолютный вымысел очень тонка, и все переплетается между собой.

    Чем еще отличается, (и в чем опять таки проведу паралель с Вишневским, похож) Ефремов, так это восторженно-уважительном отношении к женщине.

    "Иногда мне кажется, что человечество забыло с тех самых пор, как кончился матриархат и поклонение женщине-матери, что она не только возлюбленная, не только мать, рождающая ребенка! Она воспитательница человека, ребенка, мужчины тоже. Вспомни о глубине "медного кувшина", и станет ясно, что воспитать человека - это главная задача для всего будущего Земли".

    "Надо всячески избегать непрервывного давления на психику, наобходимо "отпускать" человека, как отпускают сталь, чтобы не сделать ее слишком хрупкой. Чуть не забыл вам сказать - так надо "отпускать" женщин, постоянное психическое давление забот на которых ведет к истеричности и поступкам низкого морального уровня. ... Женщина никуда от дома не денется, она и чтец и жнец, у ней нет психологисечкого отдыха".

    Герои размышляют о красоте, которая "наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме" о ее понимании и восприятии людьми.

    "Если в душе человека нет того, что горит, влечет и тревожит, то ему бесполезно говорить об этом. Ничего из ничего не пробудится. Все слова и объяснения падают в пустоту, в провал души, и он не изменится до следующих воплощений. Надо говорить с теми, в ком есть непробужденное богатство, — тогда придет отклик".

    "Если благодаря разуму человек сумел превратить простое влечение животного в священный огонь любви, то неизбежна и следующая ступень восхождения. Непонятная и мучительная страсть тела станет сознательным царственным наслаждением в поклонении красоте. Часы и дни бытия сделаются безмерно богаче тысячами ее проявлений в образе любимых, в изгибах тела, взмахе ресниц, блеске глаз. И сама страсть, пришедшая через прекрасное, станет восхитительным даром природы, обостряющим чувства, возвышающим душу".

    Еще запомнилось размышление о музыке и душевном состоянии. "грустная песенка, настроенная в унисон с состоянием, смягчит раздражение или обиду, оттенит печаль и заставит человека устремиться снова к свету и радости. Замечательные, психологически абсолютно верные слова: «Печаль моя светла, печаль моя полна тобою».

    Заинтерисовал меня еще момент о эйдетике - способности к осознанным сновидениям, когда человек во всех подробностях видит сны, которые, как считает главный герой романа, сохранились у него в генной памяти, унаследованной от предков. Позабавило то, что герой сериала «Теория Большого Взрыва» Шелдон Купер имеет эйдетическую память.

    Отличное произведение, уверена через несколько лет найду в нем для себя много нового.

    3
    108