Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 15 томах. Том 10

Александр Дюма

  • Аватар пользователя
    BooKeyman7 ноября 2022 г.

    Граф Монте Кристо для тех кто 18 плюс

    Говорят, детская мечта должна остаться в детстве. Там все как-то воспринимается не в розовом свете, конечно, но более облагорожено. Уже повзрослев, заматерев, испортившись, понимаешь, что в книге Дюма нет вообще положительных персонажей, не то, чтобы среди отрицательных, а вообще. И благородный Монте-Кристо - это самое что ни на есть форменное надувательство читателя, который ВЕРИТ.
    Вот и начнем с графа Монте–Кристо. О его некоторых особенностях было рассказано в предыдущем отзыве. Здесь есть место и психической болезни, - за 14 лет в одиночке, пусть и разбавленной присутствием аббата Фарии, что-нибудь в голове узника могло произойти. Нельзя не отметить, как в первой части граф Монте-Кристо в присутствии гостя употребляет гашиш, и конечно, возит с собой коробочку со всякими пилюлями, что как бы на многое намекает, и именно по этой причине Дантес практически ничего не ест, ему и так хорошо. О привычках графа ехать кислотным экспрессом ведущих фармацевтов времени говорит о глава, где он занимается спасением Валентины, - он на раз два отхлебывает яды, и то, что могло свалить здорового человека, его не берет. Понятно, что эта затея ведет к деградации личности, вследствие чего Дантес маниакально уничтожает не только негодяев, но и ни в чем не повинных людей, вдобавок, считая себя за провидение Божие, или дожидается, когда его будущему слуге Али отрезают язык, дабы он молчал. И возвращаясь к первой части, нельзя не отметить дурость молодого человека, который в эпоху реакции развозит депеши заговорщиков лично Наполеону, да еще и не скрывает этого. Понятно, что для врагов – это козырь, а для прокурора – это статья.
    Пришел черед прекрасной Гайде. Она прекрасна, спору нет, но ее воспитывали для сексуальных утех, и хотя для Монте-Кристо она как бы дочь, понятно, что эту дочь он пользовал, и она относится к нему не как к папеньке. Ясно как Божий день, что для дальнейшей жизни Дантему не нужна уже Мерседес, немолодая и потрепанная жизнью, и он считает ее за предательницу. С другой стороны, обязана ли ждать молодая женщина, Мерседес Эррера, в самом расцвете сил, каторжника, который сел по политической статье по собственной дурости и обречен фактически на смерть?

    Перейдет к семейке Дангларов. Отец семейства, барон Данглар, помешанный на столбцах и цифра, знает о похождениях жены.
    Баронесса Данглар – нимфоманка.
    Эжени Данглар, дочь барона - лесбиянка, причем Дюма это откровенно говорит и во фразе о броне Сафо. Понятно, что когда Кавальканти падает в печную трубу, он видит Эжени со своей подругой Дармильи в одной постели.
    Кавальканти – сын де Вильфора и баронессы Данглар, и союз этих двух сердец могу породить только мразь.

    Де Вильфор, - с ним все понятно, типичный выживальщик в жарких условиях конкуренции, но он обладает совестью поболее, чем сам граф Монте-Кристо. Именно Вильфор в конце романа сошел с ума от душевных страданий, и как по мне, он больше заслуживал снисхождения, чем Данглар.
    С супругой Вильфора тоже понятно, лишенная моральных принципов ради устройства жизни своего сына, потенциального маньяка, но при этом горячо любящая мать, и ее отчаянный поступок в конце романа – самый драматичный момент книги.

    Нельзя не отметить Кадрусса, проходимца и ничтожного негодяя.

    Барон Морсер, он же Фернан Мондего. Ради успеха и обогащения он готов пойти по трупам, и кажется, что это самый отрицательный персонаж книги, но у всего есть своя сторона медали, и виной этих метаморфоз является Мерседес, которая долго отвергала ухаживания Фернана, дававшего ей лодку, снасти, рыбу, но для нее он был как брат. Нет сомнений, что в том числе ради этой красивой девушки Фернан пошел на многие низости и трагичность ситуации для молодго человека была в том, что Мерседес его и не любила, а берегла память о Дантесе, фактически используя своего мужа до конца жизни для обеспечения своей роскошной жизни. И немудрено, что когда у барона Морсера дела стали совсем плохи, она покинула семейный очаг, даже не взглянув на свой дом, где барон обеспечивал ее жизнь.
    Альбер, - это ипостась Фернана, вспыльчивый, и готовый на импульсивные поступки.

    Вот казалось бы, что худого можно сказать о сыне Мореля, Максимилиане? Когда его девушка, Валентина де Вильфор, говорит о том, что она вынужденно выходит замуж за другого, он начинает низко шантажировать ее своим самоубийством, а затем переваливает проблемы по расстройству брака на ее плечи. Можно еще вспомнить то, что он не отговаривал отца от самоубийства. Да и сам папа Морель хорош гусь, - наделав бед со своей компанией, он предпочел трусливо пустить себе пулю в лоб, а спасение чести свалить на плечи сына и дочери, которые не успели начать жить, а уже запрягаются в тяжелое ярмо.

    Ну и все это рождает у меня мнение, что роман Александра Дюма – старшего вовсе не обыкновенный легковесный романчик для чтения, а довольно сложный и объемный роман, который подлежит своей дешифровке.
    А ведь на самый главный моральный вопрос в книге так и не дан ответа, - стоит ли месть того, чтобы ее совершать?

    12
    624