Рецензия на книгу
Яма
Александр Куприн
Аноним31 октября 2013 г.Это страшно представить. И пусть даже они говорили: "Мы честные, а вы лжёте", всё равно, представить это на себе страшно.
У Куприна описано несколько состояний женщины после прохождения подобного:
1) равнодушие, причём равнодушие, понимающее, что тут вообще происходит, но считающее это если не нормальным, то близким к нормальности.
2) превращение женщины в некое существо, для которого подчинение становится единственной формой существования; эти девушки не представляют другой жизни; это равнодушие непонимающее
а ещё есть Тамара. Она не подходит ни под одну из этих категорий, так как считает "Яму" временным этапом. Она успела увидеть и другую жизнь, в отличие от многих жительниц притона, которые встали на этот путь ещё в детстве или раннем отрочестве. Тамара вкусила уже столько разных граней жизни, что, возможно, Яма была в большей степени одним из способов получить адреналин (так же, как и впоследствии воровство). Она была создана не для повседневности и обыденности. Тамара бы просто зачахла в быте. Ещё одним её отличием является то, что она сознательно управляет своей жизнью. Фактически она по своей воле пришла в заведение и точно также оттуда ушла - когда сама захотела. Именно этой спокойной внутренней силы, стержня, опоры на самоё себя и не хватало Женьке.
Она также выходит за рамки моей классификации, хотя формально её можно было бы поместить в первую. Она привычно-равнодушна, но понимание вещей рождает в ней злость, даже ненависть по отношению к окружающим: к лживому миру, мужчинам-потребителям, самой себе.Она не находит ни в чём успокоения, надежды. Но разве можно её винить?
Особенно тронула меня история с Любой. Да, то, что Лихонин так с ней обойдётся, было понятно с самого начала. Меня скорее приятно порадовало, что она довольно быстро сумела приспособиться к свободной жизни: училась, даже работала, но главное - создавала вокруг себя не поле безысходности и печали от прошлого, а а уют, семейность, тихое приятное спокойствие их дома с Лихониным. Понравилось, хотя тоже очень удивило, что друзья его быстро согласились помочь и не спекулировали на бывшей профессии Любы (Симановский не в счёт). Соловьёв и Князь действительно хорошие люди, и, знаете, я думаю, в сцене на кладбище Соловьёв был полностью искренен. Но эта первая, большая и трагическая любовь к Лихонину, а точнее, её результат, почти наверняка привели к тому, что в Любе появились недоверие и ненависть ко всем мужчинам сразу. Очень и очень жаль. Соловьёв на самом деле лучше. По крайней мере, автор явно ему симпатизирует.
Что тут сказать? Кажется ли мне, что это неизбывно? Увы, скорее, да. Сам автор говорит, что, пока существует брак, будет существовать и проституция. Горько ли даётся осознание этого? Да, очень горько. Понятно, что закрывать глаза на эту проблему, этот бич невозможно. Но как не закрывать? Как бороться? Как сделать так, чтобы мужчины стали сплошь добродетельными, а женщинам не понадобились бы деньги, заработанным таким путём? Кстати, есть одно огромное различие между "Ямой" и современной ситуацией. У Куприна нет ни одной женщины в заведении, которая была бы привлечена "лёгкими деньгами". Большинство девушек было продано. Сейчас же очень многие становятся проститутками по своей воле. Хуже того, в нашем обществе стало если не честью для женщины, то большим преимуществом быть на содержании. Это модностильномолодёжно. Рассматривание мужчины только как источника подарков и обеспечения - норма. Поэтому в наше время подобное развитие истории с Любой вряд ли бы было возможно. Я уверена, что в процентах в 80 случаев девушка или нашла бы себе того, кто её содержал, или пошла бы по друзьям избранника, или вернулась в публичный дом просто потому, что это единственное, что она привыкла делать и чем привыкла зарабатывать.
Слово "Яма" употребляется здесь в нескольких значениях, в нескольких контекстах. Это
-улица
-состояние души (в самом общем смысле), описание нравственной ситуации
-могила.
Фактически для девушек, попавших в подобные заведения, это эволюция трёх ям, и ещё неизвестно, глубже могила или нравственное падение. Причём последнее происходит не только в самих притонах, но и вокруг. В тех, кто это поддерживает, в тех, кто на это закрывает глаза.
Книга очень тяжёлая, если переносить её события на себя, видеть себя частью этой истории. Тяжела ещё и от прозаизма, обыденности описанных вещей. И если на вопрос "кто виноват?" можно ответить с большей или меньшей долей честностью "мы все", то другая вечная проблема " что делать" остаётся по-прежнему не решённой. Все способы, которые возникают у меня в голове фрагментированны, отрывочны. Нет цельного решения. Единственным и наиболее утопичным является смена ценностей в принципе, переход от общества потребления на более высокую духовную ступень.
Но сейчас, когда телефоны умнее своих хозяев, развивается технический, а не духовный прогресс. Это не внушает особых надежд на светлое будущее.1230