Рецензия на книгу
Война с саламандрами
Карел Чапек
Аноним29 октября 2013 г.Обычно говоря об антиутопии, первым делом вспоминают произведения Оруэлла, Хаксли, Замятина, ставшие уже классикой, эталоном, примером, грозящим перстом, наконец. Однако, за ними во втором ряду этой виртуальной книжной полки, где хранятся удручающие варианты развития социума, находятся ничуть не менее качественные творения, которые, к сожалению, не столь на слуху.
"Война с саламандрами" живописует еще один путь того, как Человек разрушает себя, еще одну апокалиптическую версию завершения его бесславного пребывания на свете. Толчком на сей раз служит банальное любопытство. Благое намерение опять ведет в ад. Незначительный камешек вновь влечет за собой лавину.
Случай открывает человечеству неизвестный доселе вид живых существ. Этот земноводный народец демонстрирует признаки примитивного интеллекта и высокую способность к обучаемости. Научные исследования, последовавшие за этим, сметены в сторону, едва
расчетливые и прозорливые умы ухватывают мысль о потенциальных выгодах использования этих существ в качестве дешевой рабочей силы. Пошло-поехало. Человек дал саламандрам средства, орудия, и тем не осталось ничего иного как... эволюционировать.
Жажда сиюминутной наживы ослепляла человека всю его историю. Призыв "Еще!..", наверное, единственный, который ни разу не сменялся и не поблек. За экономическим профитом росла политическая выгода, и все это время люди сами ковали меч для собственной шеи, сами заряжали барабан револьвера, приставленного к виску, сами подносили зажженную спичку к бочке с порохом, на которой сидели.
Никаких хитросплетений, интриг и загадок нет в том, почему человек пожирает самого себя. Все просто: глупость и жадность. Может быть, именно очевидность ответа не позволяет изощренным умам углядеть его.Построение произведения в форме выдержек из документов, газетных статей, научных докладов, писем представляет собой своего рода репортаж, освещающий проблему в разных ракурсах. Чапек хлесток, едок, колок. Над разворачивающейся драмой нельзя не смеяться, одновременно страшась при виде знакомых параллелей из современности.
Лишь к финалу в голосе автора звучит все более пессимистично. При этом понятно, что при всем размахе катастрофы Чапек совсем не ставил целью хохоча тыкать пальцем в человеческий порок, приводящий к необратимым последствиям. В голос автора вкрадываются сочувственные нотки, ему хочется дать хоть какую-то надежду, пусть абсурдную, незаслуженную, на иной исход...Человек - сам себе монстр. Он сам выбрал быть именно таким. А потому, говоря откровенно, его фееричный подъем к вершине, завершающийся влажным "шмяком", не достоин ни капли жалости.
Надо было раньше думать о страховке.26226