Рецензия на книгу
Я, робот
Айзек Азимов
Аноним3 ноября 2022 г.На всякий случай: это отзыв именно к той книге, что я читал: сборник "Я, робот" из серии "Весь Азимов". Не к другому одноименному сборнику, не к рассказу, а к вот этому фолианту в 800 страниц.
Составитель включил в издание все рассказы, укладывающие в азимовскую галактическую историю и даже немного больше. Книга разбита на четыре части. Начинается с классических рассказов, собранных когда-то в сборнике "I, Robot". Правда, размещены они не совсем в том порядке, как мы привыкли, а часть рассказов вообще перенесена во второй раздел, но смысл в этом есть - чем дальше, тем стройнее и в то же время сложнее становится мир роботов.
В первую часть - "Я, робот" - включены рассказы о милых добрых и, в основном, человекообразных изделиях. Каждый рассказ тут чуть ли не шедевр. Вряд ли кого-то оставят равнодушными "Лучший друг мальчика", "Робби", "Салли", "Мечты роботов"... Всего шесть рассказов, но годы написания от 1940 до 1991. И во всех прослеживается основной мотив большинства рассказов Азимова о роботах: роботы как мыслящие существа зачастую более достойны именоваться человечными, чем некоторые люди (к подобным сравнениям прибегали многие, - например, Сапковский в "Ведьмаке).
Вторая часть - "Три закона роботехники" - это полтора десятка рассказов о золотом веке корпорации "Ю.С. Роботикс энд мекэникел мэн". Это и инженеры-испытатели Грегори Пауэлл и Майк Донован, и математик Питер Богерт, и, конечно, непревзойденная робопсихолог Сьюзен Келвин. Именно по мотивам этих рассказов был снят фильм "Я, робот" с Уиллом Смитом (сразу скажу - я за рассказы, фильм не торт).
Кстати, образ доктора Келвин в моих воспоминаниях был немножко не таким. Я помнил, что она чрезвычайно умна, хладнокровна, умеет брать на себя ответственность и настаивать на своём, как никто понимает роботов и готова стоять за них горой, но совершенно забылось, что она при этом ведет себя по отношению к людям как классическая стерва. Не важно. Всё равно она у меня в сердце навсегда.
Именно здесь, как следует из названия, появляются знаменитые три закона для роботов, которые сам автор всячески пробует на прочность. Одно слово - гениально.
(кстати, действие происходит в начале 21 века)Третья часть - "Роботы и история будущего" - почти все рассказы заметно более поздние по написанию (от 1973 и дальше) по сравнению со второй частью. Действие происходит или без упоминания великих роботехников (Келин и Ко), либо прямо говорится, что гораздо позже.
Здесь прям гениальных рассказов заметно меньше, но "Двухсотлетний человек" прекрасен. Тут прямо говорится, что мыслящий робот = человек. Правда, робот с небольшим отклонением - он был творческой личностью, но и одним из лучших людей.
Есть одноименный фильм 1999 года с Робином Уильямсом. Туда напихали много лишнего, но фильм тоже хорош, просто по-своему.Финальная часть - "Еще кое-что о роботах" - самая на мой взгляд слабая, да и роботы не играют в этих рассказах заметных ролей.
Впрочем, "Неожиданная победа" ("Нечаянная победа") - прелестный рассказ в дух Шекли. Его часто ищут, чтоб перечитать и описывают примерно так: инопланетяне хотели завоевать землян, но пообщавшись с делегацией роботов и посмотрев какие те прочные и неуязвимые, предложили мир, потому что [ censored ].
Ну а забавный рассказик "Как им было весело" можно вообще в 4-5 классе в школьную программу включать.Итог. Да какой тут итог? Классик он потому и классик, что молодец. Единственный нюанс: читать эту книгу залпом тяжеловато. Приходилось разбавлять. Не знаю, с чем именно это связано - то ли однообразная тематика утомляет, то ли стиль приедается, но не получалось употреблять большими порциями.
В остальном - великолепно.
Перечитаю еще "Транторианскую империю" и "Академию" и пойду сериал смотреть...14259