Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Murder in Mesopotamia

Agatha Christie

  • Аватар пользователя
    bastanall3 ноября 2022 г.

    Пуаро и археология

    Не самый известный роман Кристи, но интересный, с восточным колоритом и «археологическими нотками». Время действия — примерно начало-середина 1930-х гг., место действия — археологические раскопки где-то на севера Ирака. Эта (выдуманная, но основанная на реальном примере) экспедиция была заинтересована в ассирийский городищах, но месопотамская культура в сюжете почти не задействована: немного бусин, немного косточек, много черепков и битых горшков. Самое главное — не археологические находки, но археологический быт. В основе романа лежит реальный опыт Агаты Кристи, когда она посещала на месопотамских раскопках своих друзей — Леонардо (археолога) и Кэтрин Вулли (его жену), — именно эта пара и стала главными героями нашего романа. Я так и вижу, как леди Агата в первый же день приезда осматривает экспедиционный дом и как её озаряет, что здесь можно было бы провернуть интересное убийство.
    Завязка помогает ненавязчиво ввести в сюжет медсестру, от лица которой и будет вестись повествование. У археолога Эрика Лейднера есть жена Луиза, которую в последнее время «одолевают нервы», иными словами, её что-то сильно беспокоит, из-за чего женщина чувствует себя плохо. Добродетельный муж приглашает для неё профессиональную госпитальную сестру, мисс Эми Ледеран. Та не глупа, сообразительна, имеет твёрдое представление о том, что хорошо, а что плохо, и главное — искренне хочет помочь тем, кому плохо. Основываясь на профессиональном опыте, медсестра думает, что поведению Луизы Лейднер может быть несколько объяснений, от нервоза до наркотической зависимости, но как только она лично знакомится со своей подопечной, сомнения отпадают: эта женщина действительно боится за свою жизнь. И кажется, никто из окружающих не воспринимает её страхи всерьёз.
    Луиза для окружающих — это девочка, которая кричит «волки!», и тем сильнее их будет мучить чувство вины, когда на её крики действительно придёт «волк». Этот персонаж — личность неординарная; как сказал Пуаро, даже фантастическая. И для такой фантастической особы убийство тоже должно быть фантастическим: она умирает от удара в пустой комнате, куда никто не заходил, чему есть множество свидетелей. Самое интересное, что, несмотря на это, почти все члены экспедиции оказываются под подозрением.

    Чтобы вам не пришлось страдать так же, как мне, и было проще разобраться, кто есть кто (а в детективном романе, если вы хотите найти убийцу раньше сыщиков, это важно), я дам вам список основных персонажей:
    • Эми Ледеран (медсестра)
    • Доктор Райлли и его дочь Шийла (часто приезжали на раскопки)
    • Эрик и Луиза Лейднеры (археолог и его жена)
    • Ричард Кэри (красавец-архитектор)
    • Отец Лавиньи (экстравагантный эпиграфист)
    • Мисс Джонсон (самый верный на свете ассистент)
    • Карл Рейтер (фотограф, про которого даже сказать нечего)
    • Мэри и Джозеф Меркадо (муж тоже фотограф и, кажется, химик?)
    • Билл Коулман (разговорчивый помощник археолога)
    • Дейвид Эммотт (молчаливый помощник археолога)
    • Эркюль Пуаро (в представлении не нуждается)

    Не хочу говорить о правдоподобности и мотивации героев, как будто они реальные люди, — чтобы не портить вам удовольствие от разгадывания головоломки. Но хочу немного поговорить о том, кто как был придуман и для чего нужен в детективном романе.
    Дэйвид Эммотт и Макс Маллован. Я вышла на «Убийство в Месопотамии» через мемуары известного археолога и в придачу мужа Агаты Кристи — сэра Макса Маллована. Там он признавался, что стал второстепенным героем одного из романов своей прославленной жены, — а именно мистером Эммоттом, археологом, довольно приятным человеком и всё такое. Мне было интересно посмотреть, каким она его видела при знакомстве (а познакомились они примерно тогда же, когда она гостила у супругов Вулли, и это был её первый раз на раскопках, поэтому можно примерно соотнести время и место действия романа с моментом знакомства будущих мужа и жены). Больше всего я была возмущена, что в романе автор отдала Эммотта молодой и неприятной особе, Шийле Райлли! В биографических статьях про Агату Кристи иногда проскальзывало утверждение, что Кристи чувствовала вину, выйдя замуж за мужчину на 14 лет себя младше, и я никогда не могла понять, с чего они это взяли. Однако, кажется, так оно и было на самом деле… И всё равно моему возмущению нет предела.
    Доктор Пуаро и его помощница-медсестра. Профессия госпитальной сестры для героини-рассказчицы была выбрана неслучайно. Не скажу, как автор обыграла это в сюжете, но скажу, что медсёстры и в реальной жизни — это люди, которые умеют подмечать детали и легко сходятся с людьми, потому что хорошо их понимают. Кроме того, обычно медсестёр отличает некая любознательность, заинтересованность в чужой жизни, поэтому они, с одной стороны, отзывчивы, а с другой стороны — не прочь поговорить о других людях. Кто ещё мог бы стать идеальным помощником для сыщика? Даже у Шерлока Холмса был свой доктор Ватсон, чем Пуаро хуже? Однако сама сестра Ледеран уводит параллель в другую сторону и называет Пуаро хирургом, с которым они вместе проводят многочасовую «операцию». Это действительно интересное сравнение, ведь сыщик в каком-то смысле является врачом, который хочет сделать своих пациентов счастливыми, а для этого ему надо найти источник «болезни» и устранить его.

    Очевидно, даже в не самом известном и не самом популярном романе Агата Кристи показывает высокий уровень писательского мастерства! И это я ещё даже не описала того, как написан этот роман!
    Стиль Кристи настолько лаконичен и гармоничен, что его как такового даже нет на первый взгляд. Но эта лаконичность, этот юмор как бы между делом, гармоничное чередование событий, разговоров и метких наблюдений из жизни — всё такое сочное и в то же время без чрезмерности, что оторваться невозможно. Жизненные заметки — вот что такое этот роман. Рассказчицу выбрали идеально, дали нам, по крайней мере, двух надёжных героев (ёе и доктора Райлли), а потом ещё привлекли Пуаро. Главная пара — доктор Лендерман и его жена — выписаны колоритнейше (к тому же после чтения мемуаров Маллована я вижу их как вживую).

    Возможно, этот роман не так популярен, потому что в нём больше от головоломки, чем от литературы, но автор упорно делает из логической загадки эмоциональное художественное произведение. И у Кристи получается — но получается, что эта книга не всем по зубам. Повествование кажется немного суховатым: сперва страдаешь и пытаешься понять, кого из героев как зовут, потом представляешь расположение всех комнат… Книга стала бы явно легче и популярнее, если бы в ней был список персонажей и план дома. Но в том-то и соль, что детективы развивают воображение и пространственное мышление, учат по мельчайшим признакам понимать психические особенности того или иного героя — а это легко соотнести с реальными людьми и в итоге полезно даже за пределами книги.
    Однако средние читатели, которые и составляют среднестатистическое большинство, хотели бы или чистую головоломку, или чистый триллер, или чистую психологическую драму, потому что их проще понять. Смешение эмоционального и интеллектуального в детективе как будто снижает градус удовольствия от разгадки. И в то же время если эмоций, драматизма, накала страстей будет слишком мало — это не будет похоже на настоящее убийство, на настоящие человеческие отношения. Ох уж эти читатели — такой требовательный народ! Кристи хороша именно тем, как гениально она балансирует на грани между страстями и логикой (гармоничное соотношение 2 к 3), поэтому её романы так увлекают.
    Причём, больше всего мне нравится, что в её книгах преступления так или иначе раскрываются. В этом плане Кристи не интересует ни правдоподобность (разве можно раскрыть все преступления на свете?), ни продаваемость (разве будет кто-то покупать книги про сыщика, который не раскрывает большинство дел?). Её личностная ценность — это справедливость, поэтому если она и описывает на страницах романов убийства, то только ради того, чтобы в конце убийца был пойман, а справедливость восторжествовала. Так или иначе.

    Читая эту книгу, я поняла ещё один любопытный феномен. Во многих детективах используется схема «герой расследует (первое) убийство и становится свидетелем (второго) убийства». Это так похоже на правду преступной психологии: совершить первое убийство трудно, однако тот, кто убил однажды, с лёгкостью может совершить убийство снова. В нашей «археологической» книжке схема даётся в расширенном виде, ведь роли сыщика и рассказчика не совпадают. Т.е. для героя-сыщика схема остаётся неизменной, но героиня-рассказчица становится свидетелем дважды. И, в отличие от сестры Ледеран, которая не знает жизни за пределами госпиталя, Пуаро не понаслышке знает, в какой опасности она находилась просто из-за того, что оказалась замешана в первое убийство. Если ты застал первое убийство и пытаешься выяснить правду, то высока вероятность, что именно тебя убьют следующим. Т.е. в этой феноменальной схеме любопытно именно то, что свидетель первого убийства может стать жертвой второго убийства — и только от его интеллектуальных способностей зависит, насколько велика эта угроза. Чем умнее персонаж — тем выше угроза, чем осторожнее персонаж — тем ниже угроза. В жизни всё не так просто, однако в романе это важная составляющая саспенса, без которой детектив покажется читателям пресным. Иначе говоря, уровень психологического напряжения в книге напрямую связан с тем, насколько умным читатель считает персонажа.
    Насколько умной казалась мне сестра Ледеран? Если честно, очень умной. Она наблюдательна, хорошо разбирается в людях, умеет строить логические цепочки и делать выводы. Ей всего только и не хватает опыта в раскрытии преступлений, иначе она намного раньше заподозрила бы убийцу и быстрее поняла бы, что скрывает мисс Джонсон, и к чему это может привести (если что, это был не спойлер). Только эта чистая неопытность, как мне кажется, и спасла ей жизнь. К тому же медсестра не всегда проявляла сознательность в отношении самой себя. Но попереживать за неё пришлось знатно. Если честно, я бы хотела дружить с таким человеком, как эта медсестра. Меня зацепила всего одна фраза: «Я редко скучаю. Жизнь не настолько длинна, чтобы скучать». Это столь близко мне, что я хотела бы украсть медсестру из этого романа и оставить себе.

    Ещё одна не совсем типичная черта для серии детективов об Эркюле Пуаро — то, что в этом деле Пуаро сидел и обсуждал преступление с другими людьми. Для меня странно было не видеть в нём раздражающей снисходительности, которую Пуаро проявлял по отношению к капитану Гастингсу. В этот раз Пуаро вёл диалог с другими героями практически на равных. Для меня это плюс.
    А вот минусом является эпизод со «спиритизмом». Зачем он был нужен? Чтобы разбавить суховатый сюжет? На тот момент была только одна смерть и куча сплетен, даже без настоящей драмы — а это хоть какое-то развлечение? Или кроме зрелищной вставки автору требовался повод навести подозрения на очередного героя, пусть даже основанные на иррациональном эпизоде? Точно не знаю.

    Возможно, дело именно в подозрительных персонажах. Автор словно бы играет с читателем в «Мафию», давая повод подозревать каждого. Никого, кроме сестры Лередан и доктора Райлли нельзя было исключить из подозреваемых, да и этих двоих мы можем исключить лишь на том основании, что именно по их инициативе был написан роман-«отчёт о реальных событиях». Основание зыбкое, как вы понимаете, ведь всегда есть шанс, что автор решил позаигрывать с «ненадёжным рассказчиком». Но здесь это не так, что радует.
    Нужно только попотеть, чтобы найти среди подозреваемых настоящих преступников (а преступления бывают разные, об этом тоже не стоит забывать). Если честно, я не сразу поняла, кто убийца, но когда повествование перевалило за середину, меня словно озарило. И, наверное, этим можно даже немного гордиться — с учётом конкуренции среди подозреваемых, — ведь я догадалась раньше, чем автор дала подсказку в виде новой смерти. Хотя из-за этого мне трудно судить, легко ли будет другим читателям догадаться, кто убийца.

    И всё же, всё же, я думаю, что это хорошая, интересная книга, классический детектив, достойный прочтения. Правда, не уверена насчёт фанатов археологии — исторических деталей ничтожно мало, а на первом плане всё время суровый археологический быт. Это роман не для фанатов археологии, но для фанатов полевых археологических экспедиций. А ещё мне почему-то всё время вспоминался «Грозовой перевал» и его главные герои — возможно, из-за имени прототипа главной героини, Кэтрин Вулли, а возможно, из-за страстей, которые привели к преступлению. Но это лишний раз доказывает, что у Кристи не может быть плохих книг.

    49
    2,8K