Рецензия на книгу
Распознавание образов
Уильям Гибсон
Аноним1 ноября 2022 г.Ещё больше брендов, пожалуйста
По-моему, это один из самых вялых романов у Гибсона, причём по всем аспектам - что по сюжету, что по персонажам, что по своей общей идее (а она точно была?). Тут даже жанр какой-то вялый и неопределимый - не детектив, не киберпанк, ни триллер, но всё сразу и ничто одновременно. А сверху - какая-то психологическая драма, накрученная вокруг базовых элементов американской культуры, вынесенных в голове главной героини за пределы США.
И вот ходит эта главная героиня по Лондону - или любому городу на выбор, - и драматически чувствует реальность. И реальность ей не нравится, потому что реальность какая-то неправильная, и вся гонится за громким именем или коллекционным предметом, а должна гнаться за чем-то, но за чем именно, додумать надо самим.
Меня Кейс не то, что не порадовала, а довольно так ощутимо притомила, и это неприятно удивило - ведь Гибсон, как правило, отлично пишет женщин. Но тут он как будто перегнул планку необыкновенности и богатства её исключительно особенного внутреннего мира для реализма и недотянул для киберпанка, в результате чего получилось какое-то недоразумение. Мне не были близки ни её душевные страдания от брендов, ни её попытки окрестить Англию "зазеркальем", ни её одержимость фрагментами.Фрагменты вообще тоже странная и как будто не до конца оформленная задумка. Готова поверить в то, что группка товарищей по интересам хочет заниматься ими день и ночь на пролёт, обследуя окружающие сетевые просторы и выдумывая для находок свои новые смыслы, потому что люди занимаются и куда более странными вещами. Но мотивация интереса бизнесмена-рекламщика к ним мне так и кажется совой на глобус, потому что профит "теперь я знаю, кто автор", весьма сомнителен.
Монетизировать такой продукт можно понятным способом - купить права, выпускать на носителях и продавать; но об этом речи не шло. Что очень странно. Успешный рекламщик, который не представляет, зачем он тратит деньги на какой-то арт-объект, выглядит как самый фантастичный элемент в этом мире.А мир, к сожалению, в "Распознавании образов" совершенно не фантастичен. Это просто мир начала нулевых - ну да, тут есть какие-то скромные допущения вроде нервного тика на бренды или гениального творца фрагментов, прикованного к экранам.
Я этот мир вполне помню, и он был ровно настолько же зауряден, насколько здесь описан.
Да, тогда по планете начали шагать гигантские корпорации и заполонять окружающее пространство своими товарными знаками, но как-то... И что? Я вроде умом понимаю, что роман про критику великой глобализации, которая не есть - по Гибсону - всемирное благо; и, ну, наверное, я даже могу понять эту точку зрения, но в романе это никак внятно не подано. Кроме того, что у Кейс аллергия на бренды, которые везде мелькают, никакого реального ущерба в описанном мире от глобализации нет, а единственный человек, даже весь такой особенный и уникальный, не может служить статистически значимой выборкой.Действие в романе вроде есть, и его вроде даже много, Кейс постоянно с кем-то оказывается то в конфликте, то в большой дружбе, но не то, чтобы следить за всей этой беготнёй интересно. Да, то Кейс в Лондоне, то она в Токио, то она в Москве, но по большей части она открывает и закрывает жалюзи, вспоминает отца, который пропал без вести, или сидит с ноутбуком в гостиничном халате и глубокомысленно строчит email'ы. Какой пейзаж за окном при этом - ну не то, чтобы было важно. По сути, сюжетный твист - единственный, авторство этих фильмов, и... И... И оно тоже ничего не меняет! Макгаффин в чистом виде (и я бы не сказала, что это комплимент).
К последней трети романа на поверхность и вовсе медленно, но неотвратимо вылезает бесконечная страсть Гибсона к клюкве. Честное слово, Гибсон любит русских олигархов больше, чем русские олигархи любят собственные яхты, а эту высоту не так-то просто взять. Без всесильной русской мафии у него, по-моему, ни одно произведение не обходится.
Роман спасает, не давая ему скатиться в унылое болото тотальной посредственности, исключительно самобытный гибсоновский язык; только благодаря этой действительно необыкновенной стилистике я не бросила читать на середине.
Но назвать роман выдающимся мне сложно. Возможно, для какого-то другого автора, но не для Гибсона, чья планка и качества, и жанра всегда была повыше, чем просто критика глобализации перечислением брендов. Эх, а ведь из названия вполне себе можно было предположить что-то про проблематику использования нейронных сетей... А на поверку - в наличии только страдалица от засилья брендов, почему-то сама при этом завёрнутая в брендовый "Баз Риксон", а не в китайский нонейм без всяких ярлыков.
Вряд ли буду читать оставшиеся две части, даже помня о том, как метко автор владеет добрым словом и острой метафорой. Ну или буду, когда уровень моих ожиданий приблизится к нулю, чтобы не чувствовать по итогу разочарования.8313