Рецензия на книгу
На ножах
Николай Лесков
SergeiIvanov131 октября 2022 г.Третий роман Николая Лескова следует идеям, заложенным в его первой книге "Некуда": критика революционеров, либералов, русофобов, иностранных агентов. В уездном городе Н (название забыл почти сразу) разворачивается русская идиллия. Мужики исповедуют смесь язычества и христианства, баре ведут споры о русской жизни. Но изнутри национальный уклад подтачивают нигилисты, сами бывшие провинциалы, они нахватались в столицах идей по революционному переустройству общества, и теперь возмущают ум русского человека. Лесков приходит к выводу, что "классический нигилизм", основанный на принципах, устарел, и востребован новейший - дарвинизм.
Любыми путями нигилист обязан пробиться наверх и занять положение в обществе, чтобы уже с высоты своего могущества обрушить устаревший порядок вещей. Вождь нового направления - студент Павел Горданов, готов грабить и убивать ближних и дальних ради обогащения. Он продает свою бывшую возлюбленную Глафиру в замужнее рабство, лишь бы нажиться еще сильнее. Разочарованная Глафира, пройдя школу дарвинизма, сама мечтает пожирать ближних, и главной своей целью избирает мужа, нелюбимого старика Бодростина, деревенского богача. Заручаясь поддержкой Горданова и глупейшего из нигилистов простака Висленева она не остановится перед преступлением. Финансовую поддержку им окажет ростовщик Кишенский (уровень антисемитизма в описании этого персонажа доходит до смешного, Лескова буквально трясет). Злодеи вышли нестрашными. Банда фриков и клоунов, смеющаяся сама над собой.
Противостоят нигилистам простые русские люди: отставной товарищ майор Форов, добрый священник Евангел, порядочный буржуа Подозеров. Последний получился скучнейшим положительным героем в духе Розанова, героя предыдущего романа Лескова. Тоже в чем-то там разочаровался и вроде как думает в правильном (для Лескова) русле. Ничего не делает, кроме участия в глупой дуэли, где чуть не погиб.
Женский вопрос - центральный в романе. Жена либо станет надеждой и опорой своего мужа, либо погибнет, как Лариса, либо попадет в ад при жизни, как Глафира. От модного феминизма революционерки отказываются сразу, как замаячит выгодный брак - грош цена этим революционеркам легкого поведения! Единственная принципиальная феминистка по прозвищу Ванскок изображается комичной дурой. Лесков указывает на то, что Россия - была вполне матриархальной страной, где муж за отступление от жены весьма жестоко преследовался по закону. Любопытное наблюдение для тех наших современников, кто видит в Российской Империи образец патриархальных порядков...
Лучшая часть романа - начало, где Лесков набрасывает портреты нигилистов, сплошь глупцов, недоучек, трусов и предателей собственных ложных идей. Увы, почти весь дальнейший роман сосредоточен на одной не очень интересной интриге - покушении на мужа Глафиры Бодростиной. Стоило ли писать ради этого такой огромный текст? Он точно не разубедит революционера, а читателя заставит скучать.
В финале Лесков предсказывает русскую революцию. Впрочем, ее много кто предсказывал, большой заслуги тут нет.Содержит спойлеры3850