Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Who Fears Death

Nnedi Okorafor

  • Аватар пользователя
    Аноним29 октября 2022 г.

    Текст в пространстве

    За вполне продолжительный личный читательский опыт ощущения после прочтения очередного произведения возникали различные — бывали и безмолвный восторг, и сырое опустошение, и искреннее негодование, и злость, и разочарование, и облегчение, и страх, и воодушевление, одним словом, перечислять устанешь. В редких случаях (конкретно, в двух, и это второй) книгу хотелось утопить. Так что однозначно ставлю звезду за уникальность полученных эмоций — впервые в жизни сдерживала слезы не по причине голубого сопереживания герою, а из-за невозможности больше выносить происходящий в сюжете откровенный бред.

    Необходимо отметить, что концепт произведения однозначно заслуживает внимания — через противостояние племён океке и нуру писательница проводит не очень тонкую, но прямую параллель с актуальной темой расизма. Освещение проблемы в подобном ключе свежо и интересно; у каждого человека есть возможность взглянуть на ситуацию со всех сторон, как с позиции океке, так с позиции нуру, или же вообще перевернуть курс собственного восприятия социального мироустройства, водрузив себя на место изгоев эву. Повторюсь, подход такого рода многогранен и необычен, у книги наверняка были все возможности, что называется «выстрелить» и стать хоть сколько-нибудь популярной в широких кругах... если бы Ннеди Окорафор продумала собственное творение дальше центральной идеи.

    Во-первых, к книге возникает немеренное количество вопросов — в какое время живут герои? как работают «дебри»? как образовались племена? колдуны? ашу? что вообще происходит? Да, часть вопросов о вселенной книги меркнет в процессе повествования, уже не кажущиеся релевантными и затмëнные новыми вопросами. Вообще в литературе не нова структура произведения, в которой автор прямо не оговаривает функционал описываемой вселенной — текст раскрывается перед читателем словно бутон, мы настолько тонко вводимся писателем в сюжет, что чувствуем себя частью повествования. Мир автора открывает все свои грани по мере прочтения, и текст со временем приобретает в глазах читателя структурированность и целостность. Так вот, в книге Ннеди Окорафор такого нет.

    Возникает впечатление, что писательница дополнительно написала методичку с указанием устройства созданного мира, а вот продать её публике почему-то забыла. Многие вещи приходится додумывать самостоятельно, и это совершенно не добавляет произведению дымку таинственности, через которую читающему придётся продраться ради победного понимания всех тонкостей фабулы. Безатмосферный сюжет, лишённый фундамента понимания и глубины описываемого мира, полностью отменяет возможность назвать данный экземпляр «книгой» — это отдельно существующий текст в пространстве, непродуманный, непрописанный, грубо натянутый на доступную исключительно самой Ннеди вселенную событий.

    Помимо прочего на протяжении всего текста главная героиня любит повторять, что что-то «её вело», что-то «оказывало на неё влияние», что-то «было сильнее её и отца», а что именно по итогу нам не расскажут. Можно ссылаться на то, что подобным образом выстраивался намек на рок или божество, однако настолько частое повторение одного и того же вселяло веру в существование новой ветви сюжета, в которой героине предстоит столкнуться с этим «чем-то». Как вы понимаете, этого не произошло, и на выходе мы не получим и намёка на разрешение этой загадки.

    Раз уж зашла речь о тексте, справедливо будет отметить слабый авторский слог. Книга пестрит тривиальными нераспространенными предложениями, нещадно оборванными на полуслове и слепленными в абзацы. В единстве это всё обретает нелепую нечитаемую форму, которую даже глаз отказывается воспринимать, мысленно меняя точку на запятую во избежание бесконечного спотыкания о короткие фразы. С описанием происходящих действий и событий проблема не легче: настолько не хватает писательнице навыка использования литературных тропов, что текст обрастает скудностью и добивает остатки осмысленности через пустой и невнятный рассказ о превращениях героини, её обучении, дебрях, существах, других племенах — обо всём, если быть короче. На передачу рассуждений и рефлексии, представленных в книге, у меня уже не хватит нервов, поэтому оставлю их на ваш суд.

    Главная героиня — пик фарса всей этой неразберихи. Задуманная как, я уверена, сильная, отважная, непокорная девушка, эталон бойца и лидера, она вышла капризной, раздражительной, невежественной эгоисткой. Она не слушает советов, не признаёт чужих страданий, требует к себе уважения, скандалит со всеми подряд и просто не видит ничего дальше своей личности. Её пренебрежительное отношение к наставникам, друзьям, молодому человеку не открывается как упрямая независимость — это нелепая пупистика, примешанная к склочному характеру и не вызвающая ничего, кроме раздражения. Ах, да, ну и не будем забывать, что главная героиня у нас самая сильная, самая красивая, самая отважная, самая знаменитая, самая необыкновенная, самая стойкая, самая самая, и вообще пророчество, изначально гласящее о мужчине, вообще-то о ней. Честно признать, я бы не удивилась, если бы в конце местным божеством — Ани — оказалась бы она.

    На самом деле наблюдать за сильными и самостоятельными героинями, за их противоборством несправедливости, их становлением, их победами интересно и поучительно. Своими поступками они воодушевляют и восхищают. Но преувеличенный образ известной Мери Сью с доходящим до абсурда настырным характером вызывает как минимум раздражение, как максимум — полное отвращение, ведь перед нами уникальный экземпляр эмпатичного и понимающего человека, но качества эти проявляются исключительно к собственной персоне.

    Другие герои не сильно лучше. Их образы и характеры прописаны мутно, поверхностно, почти картонно, однако при всём при том той же скандальности им не занимать, и их умение создавать проблемы из пальца могло бы посоревноваться с умением главной героини.

    Финал был слеплен из желания завершить книгу. Резкая динамика сюжета на столько завертелась, что нить повествования потерялась на совсем. Введение 2 (!) новых героев, ещё одна книга, победа-непобеда над антагонистом в одном абзаце (!!), намеренная беременность главной героини (!!!), втиснутые сюжетные линии без надежды на маломальское развитие, и всё этого в 5 страницах, на мой взгляд испортили впечатление от книги так, что хуже уже не могло быть. Однако со дна постучали, а Ннеди Окорафор написала эпилог с введением ещё одного бессмысленного персонажа и целой страницей текста, ломающей напрочь логику произведения.

    По мере приближения к финалу, я останавливалась каждые пять минут, смотрела в потолок, тяжело вздыхала и заставляла себя просто дочитать. Сюжет, персонажи, слог — всё это формировало пустую и плоскую картину погубленной на самом деле хорошей идеи для перспективного и осмысленного, однако несостоявшегося произведения. При покупке книги я повелась на отзыв Джорджа М. Мартина, говорившего о «Кто боится смерти» как о «мощной и поразительной книге», и не увидела даже намёка на подобную характеристику. На выходе мы имеем сырое произведение, почти черновик, впечатления о котором исключительно негативные. Мне жаль и потраченного времени, и потраченных денег. Надеюсь, Ннеди Окорафор не будет останавливаться в писательском ремесле, однако в следующей раз подойдёт к литературе ответственнее и вдуманнее. Желаю ей только хорошего, а вам — читать достойные книги.

    8
    346