Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Яма

Александр Куприн

  • Аватар пользователя
    Аноним23 октября 2013 г.

    Если бы текст не определялся самим автором как "повесть", а бы определил его иначе - энциклопедия. И без тоталитарного морализаторства типа "человеческого порока энциклопедия".
    Позволю себе обширную цитату: "Здесь бывают все: полуразрушенные, слюнявые старцы, ищущие искусственных возбуждений, и мальчики – кадеты и гимназисты – почти дети; бородатые отцы семейств, почтенные столпы общества в золотых очках, и молодожены, и влюбленные женихи, и почтенные профессоры с громкими именами, и воры, и убийцы, и либеральные адвокаты, и строгие блюстители нравственности – педагоги, и передовые писатели – авторы горячих, страстных статей о женском равноправии, и сыщики, и шпионы, и беглые каторжники, и офицеры, и студенты, и социал-демократы, и анархисты, и наемные патриоты; застенчивые и наглые, больные и здоровые, познающие впервые женщину, и старые развратники, истрепанные всеми видами порока; Ясноглазые красавцы и уроды, злобно исковерканные природой, глухонемые, слепые, безносые, с дряблыми, отвислыми телами, с зловонным дыханием, плешивые, трясущиеся, покрытые паразитами – брюхатые, геморроидальные обезьяны".
    Представляю картину: "скованные одной цепью, связанные одной целью"; или "кто шагает дружно в ряд?"...
    Да неужто все - грешники? Да неужто - все? Да-с, многовато будет, прямо скажем. Ну и выстроился сей отряд перед апостолом Петром, да и не вопрошает даже: куда? Понятно - куда.
    Вторая часть начинается линией Горизонта, да, Горизонта, по обычаю останавливающегося в Киеве в отеле "Эрмитаж". Начинается, да как-то быстро относительно и заканчивается. И начата-то она была исключительно для того, чтобы энциклопедия полной получилась - о крупном опте "мясом", как сутенеры называли своих подопечных, эта линия. Уж записного патриота та бы и потянуло порассуждать как христопродавцы жиды проклятые православных девочек в позорные дома сплавляли. Да вот не получается: жиды в первую очередь жидовок своих туда справляли, предварительно ...женившись на них. Да и русаков с прочими хохлами на поприще данном замечено было немало, прямо скажем. Куртизанский интернационал получается!
    Самая нелогичная линия повести, нелогичная своей объемностью - линия благородного, прекраснодушного студента Лихонина с извечной мальчишеской мечтой-утопией о "перевоспитании" душ падших. Самая нелогичная, вроде даже и лишняя, чуть раздражающая своей подробной предсказуемостью финала, линия Лихонина и Любки, мне показалась самой по-хорошему назидательной. О сколько разговоров чудных мы слышим часто и теперь! О том, что я, мужчина, беру её молоденькой и воспитаю под себя! Книжки будем вместе читать (так раньше говорили чуть более продвинутые товарищи-мужчины), или телик смотреть, ездить там везде. Блажен, кто верует.
    Книга на самом деле интересная, добротная, вроде как и без нравоучений, ясно, даже назойливо выставляемой морали. Но она сама - повесть - она сама - мораль. Ни одного слова, которого бы не было сказано о проституции и проститутках до Куприна, в книге нет. Но Александр Иванович не только не повторяется, он - оригинален, интересен этой чуть отстраненностью,с которой описывает если и не ад, то уж точно - не рай. Нет ни одного суждения об общественном воплощении извечного порока, которого бы не высказывали до Куприна, но в тексте повести эти суждения - не банальны, а очень себе интересны.
    Очень рекомендую к прочтению. Умный и человечный собеседник эта "Яма".

    11
    40