Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    kak-to-tak-navernoe26 октября 2022 г.

    №72 в Ужасы, мистика

    Вот я, наконец, и нашла тот нестрашный ужастик, от которого не придётся вскакивать по ночам. Как понимаю, все художественные интерпретации образа превзошли его по этому параметру. Произведение, несмотря на обстоятельства его создания, ярко выделяется скорее философскими проблемами, поднятыми не по годам глубокомысленной 18-летней писательницей. Прочитав роман, я сразу посмотрела год создания и возраст автора, ибо текст получился тяжеловесный (не путать с "тяжелочитаемый"), а вопросы Мэри Шелли занимали совсем не ̶д̶е̶т̶с̶к̶и̶е̶ юношеские, и пишет она очень умело, снимаю шляпу.

    Вопросы подняты интересные: творец и творение, учёный и этика научных опытов, чудовище и люди (или кто из них больший нелюдь), своя жизнь и жизнь родных (не всегда своя рубаха ближе к телу). Роман начала 19 века — как бы более подробная иллюстрация знаменитой цитаты Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили", и отвечать придётся по всей строгости и — что самое страшное — перед самим собой. Сразу несколько героев романа говорят нам, что мнение окружающих и людской суд не идут ни в какое сравнение с душевными муками и тяжёлым страданием, которое они могут принести.

    Но чем дальше ̶в̶ ̶л̶е̶с̶ в глубь романа, тем более реальной казалась мне возможность оживления чудовища по сравнению с бесконечными очередями бронебойного морализаторства и обезличенной "истины". Герои так и сыплют алмаз за алмазом, достаточно заглянуть в раздел с цитатами, и ты оказываешься буквально погребённым под лавиной мудрости "о вечном". Но лично меня это лишило определенной доли интереса к книге. Беру в руки готический романтический роман о несовершенном чудовище и ещё менее совершенных людях, а получаю генератор цитат для концептуальных статусов в соцсетях - под любой жизненный кризис, так сказать.

    То, что получилось у Франкенштейна, не удалось Шелли, и оба героя вышли из-под пера мёртвыми. Я прекрасно понимаю посыл писательницы о том, что нам нужно посочувствовать самому человечному из чудовищ и сжалиться над самым обездоленным из успешных изобретателей, но (даже если не вдаваться в философскую проблему оправданности ответа убийством на неприятие и обиду — а для меня эти причины оправданием не являются) оба персонажа не передают эмоций, ни со знаком +, ни со знаком -. Они их описывают, много и подробно, словно код читают, ну и результат такой же — далёкий, механический, как будто дуэль титанов мысли смотришь, и проиграл тот, что послабже и вечно в кому впадает на полгода.

    Роман Шелли — безусловно событие мировой литературы, стоящее где-то у истоков научной фантастики и оказавшее гигантское влияние на разные сферы искусства и философии. С моральной точки зрения он актуален до сих пор, когда то тут, то там заходят разговоры о создании человека без "физического участия" других людей. Разговоры о прогрессе, пользе, выгоде... Хотя, возможно, этим собеседникам просто стоит лишний раз перечитать "Франкенштейна", а то вдруг что-то пойдёт не так и времени на покаяния не окажется?

    5
    132