Рецензия на книгу
The Passengers
John Marrs
Аноним26 октября 2022 г.#англичане_выше_эмигрантов и #убей_их_всех
Самые популярные хэштеги в начале книги.
***
Давно хотела познакомиться с недавними бестселлерами "Страна качества" Уве Клинга и любой книгой Джона Маррса. Ну что, познакомилась. Издатели зачем-то торопятся, за прибылью, наверное. Невычитанные переводы портят впечатление. С Уве Клингом вообще печально, не рискну продолжить второй том "Страны качества". Маррсу повезло больше, но ухо спотыкалось за неуместные архаизмы: сто раз "в чаянии" вместо "в ожидании; бездомный в туалете супермаркета "опростал кишки" (зачем такая сложность); "итог не выплясался" - что там не вытанцовывается; снова сложность "камера медленно пропанорамировала" (не спорю, хорошая разминка для языка, но зачем?); ещё что-то там про узы, когда в устойчивое выражение напрашивается "брак". Время романа - 2020-е или 2030-е годы, к чему там архаизмы?
Британия впереди планеты всей запатентовала автомобили пятого уровня, полностью беспилотные, без руля, тормозов и прочих способов влияния пассажиров на движение. Ветровое стекло превратилось в дополнительный экран для просмотра видео, чтения новостей или текстов по работе, широкоформатным монитором высокого разрешения для компьютерных игр. В "Стране качества" Уве Клинга самоходные авто тоже были, но они отзывчивей на запросы пользователя и открыто общались между собой, не утаивая информацию от человека. У Маррса же высоколобые парламентарии посчитали свой народ тупым стадом, вообще ничего не решающим.
Система безотказно работала несколько лет, муниципальные велосипеды ржавели на дне каналов, но на всякое действие нашлось противодействие. И снова человечество дружно сняло с себя ответственность, виноват ИИ, инструмент, а не руки создателей и головы допущенных к административному управлению системой. Ружьё стреляет чаще всего в руках стрелка.
Одним апрельским утром восемь пассажиров сели в такси или свои личные авто ради поездок по разным целям. Сидели, размышляли, болтали по телефону, пили бренди, и вдруг... Группа хакеров взломала якобы надёжнейшую систему и вывела освещение терракта на весь мир. Угроза проста: через два с половиной часа восемь авто столкнутся в одном месте, куда они едут разными маршрутами. Основная часть романа - это диалоги пятёрки автотранспортного жюри, выдержки из интернет-дискуссий, новостных репортажей, самопрезентации хотевших выжить пассажиров. Слушала роман в исполнении Ирины Патраковой. Диалоги она читает великолепно, но от авторской речи в начале книги я засыпала. 150-минутный промежуток длится в аудиокниге примерно десять часов. К концу второй части романа я устала от сплетен, споров, взаимных обвинений и манипуляций. Слишком их много на квадратный сантиметр текста.
Ладно, споры спорами, всем страшно и всем хочется жить. Больше бесило поведение зевак из реальности, высказывания безнаказанной интернет-толпы, считавшего себя неприкосновенным депутата Джека Ларссона, невозмутимые удивления сетевого аналитика (Типа чо я такого сказал?). Надеюсь, что Джон Маррс гиперболизирует, иначе огненный дождь на идущую этим путём цивилизацию. Вторую книгу подряд у меня кровожадные настроения, не к добру. Эпизоды с поведением зевак, жюри и высказыванием интернет-стада дискуссионны, но для гуманитарных колледжей, для детей жёстко.
Элементарно было предположить, что в буквальном смысле вылетят с повестки дня пассажиры иные: цветные, иностранцы, позитивный больной старик, случайно попавший под раздачу. Их троих очень жаль, поплатились за то, что выворачивать их души наизнанку незачем. Но примечательней толпа зевак, остановившая одну из машин не для помощи человеку, а ради желания хайпануть на новости и сфоткать своих детей. Ротозеев вокруг машины набралось пятнадцать рядов, пятнадцать! За остальными машинами ехали кавалькады и побольше, но уже не останавливали. Теги из начала рецензии моментально набрали сотни тысяч ретвитов, а через пару глав и по паре миллионов. Голосовать за участь пассажиров "отважились" тоже десятки и сотни миллионов. Телевидение отчаянно борется с сетью за аудиторию и идёт по пути шок-контента. Дроны новостников борются за господство в воздухе, близость к месту происшествия и к самым жёстким кадрам. Рейтинг, господа. Тут уже не до чувств впечатлительных, беременных и прочих слабаков. Внимайте и наслаждайтесь. Безнаказанность и хамство рулят.
Вторую книгу подряд вместе с танатосом ярость вызывал инфантилизм почти всех мужчин в романе. Похоже, проблема бой-баб, таскающих своих мужей на ручках и в одиночку тянущих полные семьи, проблема не только русская. Некоторые героини романа задают жару, особи мужского пола по сути и не нужны. Хайди, Либби, Шабана, Хамила - и один более менее человечный Мэтью. Устами хакера автор потроллил многие общественные тенденции. Набросал он отсылок и к "Единственному", которого я не читала. Полная генетическая совместимость не гарантирует благополучного зачатия и вынашивания детей.
Изматывающий, но актуальный роман для интернет-человечества с атрофированной искренностью и другими положительными чувствами. А "Единственного" обязательно послушаю.
P.S. Почти все главы начинались выдержками интернет-дискуссий, хэштегами, новостными репортажами и прочей медийной активностью. В электронной версии книги этих эпиграфов не было, но Ирина Патракова их зачитывала. Может, они были в форме иллюстраций, не распознаваемых читалками?
P.P.S. Хакер пользовался записанным на основе человеческого голоса синтезатором, который никто из наблюдателей не отличил от человека.
P.P.S. Совсем забыла упомянуть. Позитивный старик в числе пассажиров был ветераном Фолклендской войны 1982 года и Афганистана. Впервые встречаю упоминание войны Британии с Аргентиной в художественной литературе, и открытое признание про Афган тоже редкость. Вряд ли ветеран был там после 2000 года, получается, что тоже в 80-х.38544