Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Madame Bovary

Gustave Flaubert

  • Аватар пользователя
    chess9021 октября 2013 г.

    Непросто собрать впечатления. Я на последней странице растягивала читаемые слова, останавливалась и задумывалась, как бы ожидая, когда придут размышления и вопросы, когда захочется уронить слезу. Потом представила над кем и тоже не смогла найти ответа. Хотя Эмму на протяжении романа мне было жаль.
    "... ведь окно в провинции заменяет театр и прогулки..."
    Лейтмотив произведения. Лейтмотив многих женщин, изнывающих вот так же в однообразной супружеской жизни, чахнущих рядом с ничтожными мужьями, в окружении людей ограниченных и лицемерных. Во всем, что делала Эмма, был отчаянный крик души, но крик сжатый, переходящий в хрипы, борьба в каждой минуте скрытая, потому что открыто бороться она, по виду "добрая супруга и добродетельная мать", разумеется не могла. Но не могла отказаться и от своих мечтаний. Настоящее всегда путалось для нее с пустопорожним и фальшивым. Яркий момент - как она не захотела ничего готовить к рождению ребенка, потому что не было возможности заказать такую-то розовую колыбельку лодочкой... Она живет порывом и импульсом, в общем и целом не показавшаяся мне глупой, по этой же причине она не замечает подлинное отношение к себе своих любовников. Ей хочется обманываться, потому она и не брезгует обманывать сама. И даже отношение ее к ребенку я могу понять. Берта - одна из привычных атрибутов ее несчастья. А она всегда хочет улететь - "в незагрязненные пространства, очиститься душой и телом". И ничего не брать с собой. Может быть, ее смерть не вызывает слез именно, потому что это долгожданное избавление. Ее жизнь показана со всеми подробностями и мечтаниями, со времен молоденькой девушки, пока еще к ней "не пристала грязь супружеской жизни", и идет подобно реке, постоянно мечтающей разливаться глубоко и широко, как море. Но это невозможно. Река в море не превращается. Трагическая развязка этой жизни неизбежна.
    Шарль вроде бы положительный и нравственный герой, но настолько жалкий, что читаешь и удивляешься сдержанности Эммы. И в самом деле он быстро забыл свою вину в происшедшем с Ипполитом, счастье мысленно сравнивал с трюфелями за обедом. Единственный раз вывезя жену в театр, так боялся опоздать, что они долго торчали под закрытыми дверями. Каждый штришок - в масть. С каждым его заискивающим взглядом увеличивается раздражение. Да , он любил Эмму. Но что значит любовь такого человека? Как можно делить с ним постель и без конца слушать его глупости, когда он сам даже не понимает, как глуп? Его печаль после смерти жены описана проникновенно, это действительно потеря потерь, разрушение всего его мира. Но вслед за Родольфом невольно отмечаешь, как этот человек даже в скорби своей , даже в своем всепрощении смешон и "отчасти гадок". Слабак, даже ради дочери не сумевший взять себя в руки. Как жил пылью, так и растворился пылью в воздухе. "В руках его была зажата длинная черная прядь".... Кто бы сомневался.
    Берту жаль, уготовили ей родителями своими смертями участь Жюстена, девочке повезет, если пойдет характером в отца и сможет смириться. Единственное, что можно ей пожелать.
    Оме внес в эту драму сатирическую нотку , как бы расставлял в необходимых местах ударения.
    Очень сильный момент, когда перед смертью Эммы появляется слепой со своей песенкой и палкой, и она мысленно видит его страшное лицо в наплывающем вечном мраке...
    По персонажам еще заинтересовал Родольф. В последней сцене с Эммой он обманул даже меня, когда привлек ее к себе, встал на колени, осторожно поглаживал ее волосы. Мне на миг показалось, что его слова о прощении и любви не пустые! Да, после всех его проделок , после его выверенных и четких формулировок, капелек воды на письме, изображающих слезы, после всего этого я могла засомневаться! Как будто что-то настоящее вдруг мелькнуло. Может и правда было что-то в его душе, что в глубине боролось с циничностью и жесткостью его натуры. А может и не было...
    Резюмирую тем, что книгу стоит читать. Хорошо написано. Новый стиль романа с безличным отношением автора к героям, как говорил сам Флобер. И этот стиль ему удавался.

    6
    42