Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Jealousy Man and Other Stories

Jo Nesbø

  • Аватар пользователя
    Аноним23 октября 2022 г.

    ֍֍֍ ОТРАВА ДЛЯ ЛЮБВИ, или СЛАБОСТЬ, СОПРЯЖЁННАЯ С НЕНАВИСТЬЮ ֍



    «Меня вечно привлекает нечто, мне чуждое, недоступное. Ложь. Женщины. Логические задачки. Человеческое поведение. Убийства. Все, чего я не понимаю.»
    (Ю. Несбё. «Ревность»)

    Их семь. Семёрка – число духовного порядка. Мистика, глубина мышления и нестандартные идеи свойственны числу семь. Ревность, как одна из самых сильных эмоций человека, толкающего его на немыслимые поступки, возможно, также имеет мистическое происхождение. И уж точно побуждает человека глубже мыслить для принятия нестандартных решений, продиктованных не самим ли дьяволом?

    Семь рассказов Ю Несбё о ревности под одной обложкой.

    1. ЛОНДОН
    Ночной полёт, или Притяжение разбитых сердец

    Очень неожиданно.

    Я не прочитала аннотацию к книге, поэтому сначала думала, что передо мною роман. Вот для завязки авантюрного романа «Лондон» – потрясающая вещь! Я уже было начала фантазировать, как начнут развиваться дальнейшие события. И тут БАЦ! Приплыли…

    Ну, а если рассказ и вещь законченная, то она замыкается сама на себе, как тот же урóборос.

    Ревность, как и глупость человеческая – бесконечна. Именно об этом и поведал нам Ю. После смерти нет жизни. Есть только ВЕЧНОСТЬ. И пустота. И бессмертная душа в этой пустоте.

    Вы этого хотите? Нет? Тогда не совершайте невероятно глупых поступков: помните о ВЕЧНОСТИ и о том, что оттуда назад пути нет. Ах, а сколько всего бы ещё могло случиться … Роман!

    «Я, как Гамлет, сомневаюсь. А вдруг царство мертвых еще более печальная юдоль.»

    Хороший рассказ. Я прочитала его дважды, чтобы уловить, в какой момент произошло то, что должно было произойти по сюжету, и поставить точку в рассказе.

    2. РЕВНОСТЬ
    Фри-соло Фтонуса, или Парадокс – слово греческое



    «Другие скалолазы затихли, заметив, что я лезу фри-соло, то есть без веревки и без страховки.»

    Старший инспектор Никос Балли – специалист по ревности из Афин. Он, как никто, знает, что унижение и ненависть – вещи взаимосвязанные. Ревность и зависть – эмоции, сходные по своей природе. Не зря же Фтонус в греческой мифологии – олицетворение ревности и зависти. Вот почему Никоса Балли прозвали – Фтонус, или Ревность.

    Не трудно догадаться, что действие детективной истории происходит в Греции. А точнее – на острове Калимнос. Никос же вызван из Афин в качестве специалиста по ревности (!) для расследования исчезновения туриста – Джулиана, одного из братьев-близнецов Шмидов, которые не очень рады тому обстоятельству, что родились парой:



    «Я говорил Хелене, что у меня есть брат, но что мы близнецы и внешне неотличимы, не сказал. О таком мы обычно не рассказываем.»

    Франц Шмид – оставшийся близнец и познакомившийся первым с Хеленой, заявляет об исчезновении Джулиана: расследование начинается.

    Близнецы, если очень похожи, любят всем морочить голову. Ю Несбё, используя сходство и несхожесть двух однояйцевых близнецов, придумал парадоксальную ситуацию.

    Получилась интересная криминально-психологическая история. Пусть и предсказуемая. Зато Несбё – прекрасный рассказчик. И стиль у него хороший.

    … Автор сообщает нам, что в Греции практически отсутствует преступность. А мы знаем, что в Норвегии, родом из которой Ю. Несбё, преступность тоже – явление редкое. Остаётся только сочинять убийства, похищения людей и прочие преступления. Вот так и развлекается. И заодно нас развлекает.

    А ещё Несбё любит пофилософствовать. Вот и на этот раз не удержался:

    «— Куда ведет другая дорога, та, которую мы не выбрали. И возможно ли жить счастливо, когда рядом с тобой все время маячит чужая могильная плита.»

    3. ОЧЕРЕДЬ
    Знай своё место, или Не лезь без очереди!



    «Я с рождения стояла в очередях — и я их все помню.»

    «Очередь» – мини рассказ. Какая связь между очередью и ревностью? Это только на первый взгляд кажется, что связи нет.

    Из предыдущего рассказа выяснили, что Фтонус в греческой мифологии – олицетворение ревности и зависти. Так вот, в этой миниатюре речь идёт о зависти. А у ревности и зависти корни одни и те же.

    Живут две чернокожие сестры – беженки. Бедно живут. На всём экономят. Зато в Европе. Теперь то мы знаем, что это та ещё «опа». И чернокожих, как прежде унижали по расовому признаку, так и унижают сейчас.

    Главная героиня – одна из сестёр терпеть не может и очереди (помнит их все в своей жизни!!!), и когда лезут вне очереди.

    «Ненавижу, когда без очереди лезут.»

    Очереди никто не любит. Но относятся к этому явлению все по-разному. Если ты научишься терпеть, то твоё сердце биться будет ровнее, когда вынужден будешь томиться в очереди. Очередь – не самое страшное явление в жизни: можно и потерпеть.

    Как относятся в очереди к тем, кто пытается пролезть без очереди? – Наверно, вы тоже заметили, что все реагируют по-разному. Лично я – по ситуации: надо уступить, если человек просит. Просит – это не лезет: не наглеет.

    Ну, а если парень – косая сажень в плечах, нагло прёт без очереди, да ещё требует, чтобы ему продали не батончики «Марс», а коробку снюсов? У них там в магазинчиках «Севен элевен» («7/12»), снюсы продаются, как конфеты?..

    Интересная ситуация получается …

    Умение терпеть, а, главное, понимать, ЧТО и ПОЧЕМУ ты ДОЛЖЕН потерпеть, а ещё лучше – ПОНЯТЬ ситуацию – это дар Божий. Знай своё место и не завидуй ни королевской семье, ни благополучию правителей страны, ни богачам: они за всё платят свою цену.

    О терпении молить надо. Тогда и Он вмешается и даже без очереди. Не всегда «Жернова Бога мелют медленно, но верно». Иногда – и глазом моргнуть не успеешь …

    Интересный рассказик.

    4. МУСОР
    Управление гневом, или Ревность как война за обладание



    «Ну, не может парень прийти и забрать то, на что не имеет права. То, на что имею право я. Иначе будет война. Кому-то придется умереть.»

    «Гнев — это не выход.»

    Если ты простой работяга и работаешь с подручным на мусоровозе, не очень-то приятно, что твой подручный когда-то работал психологом и теперь старается всё контролировать с точки зрения психологии. Особенно, когда его не просят.

    Но провалы в памяти, неконтролируемый гнев – это уже диагноз. Тут не психолог нужен, а помощь психиатра. Психиатр, кстати, у Ивара – главного героя рассказа имеется (!).

    Но психологи – народ ушлый и дотошный. И, если во время смены на мусоровозе, остаётся резерв времени, то вполне может состояться сеанс психоанализа.

    «Мусор» – рассказ о ревности психически нездорового человека и его … сообщнике.

    Очень изящный рассказ получился. И циничный. Одно другому не мешает. Ю Несбё – несомненно мастер.

    5. ПРИЗНАНИЕ
    Роковая любовь к конфетам «Твист», или Обычный ревнивый парень



    «И конечно, поход в магазин по субботам — и какая же трагедия, если ты забудешь купить «Твист».»

    Ревность не проходит сама по себе. Она ищет выход. Часто таким выходом бывает месть. А месть, как известно, – блюдо холодное. А, хорошо продуманная, месть – коварна.

    Кто лучше, чем муж, знает повадки и привычки своей жены? И если она дала тебе полный отлуп, ибо ты из себя ничего не представляешь: обычный парень, фотограф, а всё материальное благополучие обеспечивалось бизнесом папы жены, то тебе только остаётся подчиниться и уйти.

    Лаконичная миниатюра «Признание» – это монолог уязвлённого «обычного ревнивого парня» перед молчаливым полицейским. Вот кто его тянет за язык признаваться? – Никто. Просто он же художник и представляет на суд зрителей свой настоящий «шедевр». Даже, если этот «шедевр» окажется последним…

    Автор использует психологическую ситуацию, когда преступник не в силах умалчивать о совершённом преступлении. Снова требуется выход для эмоций.

    6. ОДД
    Цена оправдания хайпа, или Надёжная изоляция от внешнего мира



    «Не сможет оправдать хайп, ведь его превратили в своего рода супермена, циничного интеллектуала, который анализирует мотивы человеческих поступков, а вдобавок — предсказывает социокультурные тренды и выявляет проблемы современного человека.»

    А от этого рассказа у меня мозги куда-то набекрень съехали. Если честно, сомневаюсь, правильно ли я поняла автора.

    Есть ли в рассказе ревность? – Есть. Но какая и к кому? И ревность ли – главная сюжетная линия? – Нет, ревность побочная линия сюжета, так как ревнует второстепенный персонаж.

    Главное, на мой взгляд, – метаморфозы, которые происходят с главным героем – писателем «тонких книжонок» – Оддом Римменом, приводящие его к деградации личности. Да и был ли он вообще личностью: тем, кого мы называем настоящим (хорошим) писателем?

    Одд Риммен вызывает у меня неприятные чувства. Он на самом-то деле – серая моль, прикидывающаяся яркой бабочкой, благодаря тому, что вынужден был следовать издательским запросам и инструкциям. При этом ему приходилось глубоко скрывать от всех своё презрение к писательскому мастерству знаменитых писателей-классиков. Именно поэтому он и приобрёл популярность в определённых кругах. Но его тошнило от того, что он писал на потребу издательству. Он даже сам не понимал, что пишет: критики в его книгах находили то, чего он даже не подозревал!

    «…просто Одд — парень, который ждет, что его вот-вот раскусят, как человека среднего ума: чувство родного языка у него тоже чуть выше среднего, а вот самокритичная сдержанность и самоконтроль — намного ниже среднего.»

    Его сделали хайповым писателем, а он – непризнанный «гений», который затаил злобу на весь белый свет: яркое проявление нарциссизма. Он ещё напишет свой лучший роман. Гениальный!

    Слабак, оторванный от реальной жизни. «Писатель», не способный выйти из собственной зоны комфорта для реализации главной миссии писательства: отражать существующие реалии мира.

    «Он был способен подчинить свой слабовольный характер и выйти из зоны комфорта — но только если это происходило на листе бумаги, в фантазиях, в мечтах, в творчестве, которое, независимо от темы и степени интимности, само по себе было зоной комфорта, надежно изолированной от внешнего мира.»

    Сначала мы видим безумное поведение Одда: он презирает, боится и читателей, и издателей, и всех, кто связан с издательским делом. Но не писать не может: очень похоже на психическое заболевание – графоманию.

    Затем ему приходит в голову блажь увести когда-то брошенную им женщину, чтобы просто насолить нынешнему её бойфренду и самоутвердиться. Пустота в душе … Одд может обойтись без Эстер. Не писать он не может: «Писательское призвание было выше его личного».

    Ненормальность Одда приводит к гротескно-сатирической сцене с убийством и последующим закапыванием трупа: утрачена связь с реальностью. Всё, как будто не по-настоящему: в книге, на сцене …

    Ю Несбё показывает, в кого в конце концов превращается Одд Риммен: в душевнобольного графомана – порождение хайпового мейнстрима.

    А вот теперь и место найдётся для ревности: писательской ревности. Ревность – она же ещё и зависть. Зависть к настоящим гениальным писателям, которые не боялись выходить из зоны комфорта: никого не боялись и отражали мир таким, каков он есть на самом деле.

    Мораль: писательство на потребу рыночной экономике – прямой путь к деградации и сумасшествию. Если ты псих и хочешь писать то, что хочешь, пиши: найдутся такие же психи, которые любуются тобой и которые: «тебе прямо в сердце вводят безоговорочную любовь.»

    Печально всё это.

    7. СЕРЁЖКА
    Разбуженный хищник, или Обвести вокруг пальца



    «Сережка просто так не свалится, если сидеть прямо.»

    Ревность зачастую способна открыть в человеке такое коварство, которого он в себе не предполагал.

    Обычно коварство склонны проявлять женщины. Каково же было моё изумление, когда в рассказе «Серёжка» мужчина оказался коварнее женщины. Но его «изобретательность» для меня была предсказуема. Вывести на чистую воду и избавиться от соперника, подстроив автокатастрофу, мужчины могут лучше, чем женщины.

    ***
    На мой взгляд, очень даже неплохой сборник рассказов. Все они многогранные, тонкие … Я получила удовольствие от чтения.

    40
    1K